По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.2

Результаты НИОКР в бухгалтерском и налоговом учете бюджетного учреждения

Домбровская Е. Н. канд. экон. наук, доцент Департамента учета, анализа и аудита, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ» Москва, ул. Верхняя Масловка, д. 15 E-mail: Den242@mail.ru

В статье рассмотрены особенности бухгалтерского и налогового учета результатов НИОКР в бюджетных учреждениях. Правила учета расходов на НИОКР в целях исчисления налога на прибыль представлены с учетом изменений в Налоговом кодексе, которые установлены Федеральным законом от 07.07.2017 № 169-ФЗ и будут введены в действие с 1 января 2018 года.

Литература:

Библиографический список

1. Алексеева Г.И. Актуальные аспекты учета объектов интеллектуальной собственности в условиях ее коммерциализации / Г.И. Алексеева // Международный бухгалтерский учет. — 2011. — № 4. — С. 20–25.

2. Демина И.Д. Проблемы применения ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» в современных условиях деятельности коммерческих организаций / И.Д. Демина // Международный бухгалтерский учет. — 2013. — № 9. — С. 38–44.

3. Демина И.Д. Экономические выгоды от использования основных средств в бюджетных учреждениях / И.Д. Демина, Е.Н. Домбровская // Бухучет в здравоохранении. — 2015. — № 1. — С. 32–25.

4. Домбровская Е.Н. О применении международных стандартов финансовой отчетности в общественном секторе экономики России / Е.Н. Домбровская // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2012. — № 19. — С. 13–21.

5. Домбровская Е.Н. Особенности учетного обеспечения инвестиционной деятельности малых предприятий / Е.Н. Домбровская, И.В. Мамонова // Биржа интеллектуальной собственности. — 2015. — Т. 14. — № 2. — С. 15–24.

6. Качкова О.Е. Современное состояние регулирования бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях и пути повышения его эффективности / О.Е. Качкова, А.В. Остроушко // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. — 2017. — № 2. — С. 5–12.

7. Научное обоснование и разработка практических подходов к организации и проведению внутреннего финансового контроля в государственных (бюджетных) учреждениях: монография / О.Е. Качкова, Т.И. Кришталева, И.Д. Демина [и др.]. — М.: РУСАЙНС, 2016.

8. Поздышева О.Ю. Особенности признания расходов на НИОКР при исчислении налога на прибыль / О.Ю. Поздышева // Налог на прибыль: учет доходов и расходов. — 2017. — № 3.

9. Хабаев С.Г. Учет НИОКР в государственных учреждениях / С.Г. Хабаев // Бюджетный учет. — 2010. — № 11.

Бюджетные учреждения могут проводить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), выступая как их заказчиками, так и исполнителями.

Нормативное регулирование выполнения НИОКР осуществляется главой 38 ГК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 769 ГК РФ по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ — разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» научный и (или) научно-технический результат — продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.

Гражданский кодекс РФ в ст. 1225 устанавливает, что произведения науки являются результатами интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана. Научное произведение на основании ст. 1259 ГК РФ является объектом авторских прав. Статья 1225 ГК РФ определяет результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью):

— произведения науки, литературы и искусства;

— программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

— базы данных;

— исполнения;

— фонограммы;

— изобретения;

— полезные модели;

— промышленные образцы;

— селекционные достижения;

— топологии интегральных микросхем;

— секреты производства (ноу-хау).

Важную роль в регулировании учета результатов НИОКР в бюджетных учреждениях играет постановление Правительства РФ от 29.09.1998 № 1132 «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения». В соответствии с п. 4 постановления № 1132 в государственных контрактах (договорах) на выполнение НИОКР военного, специального и двойного назначения должно быть указано, что право на получение патента на изобретение, промышленный образец, селекционное достижение, свидетельства на полезную модель, исключительное право на использование программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также право на использование иных результатов интеллектуальной деятельности, охраняемых в соответствии со ст. 139 ГК РФ, создаваемых при выполнении указанных работ, принадлежат Российской Федерации, от имени которой выступают Минюст России и государственный заказчик, или с их согласия исполнителю.

Для Цитирования:
Домбровская Е. Н., Результаты НИОКР в бухгалтерском и налоговом учете бюджетного учреждения. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2017;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: