Повышение ресурса и экономичности автотракторных двигателей внутреннего сгорания, бензиновых и дизельных, особенно изношенных, остаются важными актуальными задачами технического сервиса машин. В этом направлении многолетними разносторонними новациями созданы новые модели двигателей, системы их управления и контроля, топливо-смазочные материалы с высокими рабочими свойствами. Ресурс некоторых автомобильных двигателей повышен до 1 млн км пробега автомобилей, у тяжелых грузовиков до 75 тыс. ч, т. е. до 9–10 лет непрерывной эксплуатации. Расход топлива некоторых моделей двигателей снижен практически до предела (с 200 до 150 г/э.л.с.ч.). Ресурс некоторых дизельных масел повышен до 2500 ч непрерывной работы. Имеются и высококачественные топлива, не обусловливающие закоксовывание и нагар камер сгорания двигателей.
Однако вместе с этим остается большая часть автотракторных дизелей, особенно отремонтированных в АПК, которые до и после ремонта не имеют таких высоких эксплуатационных качеств, высокой надежности и ресурса, имеют повышенный расход топлива и моторного масла. Поэтому для таких двигателей целесообразны дополнительные, нестандартные меры по повышению их ресурса и топливной экономичности, которые пока не имеют широкого применения. В числе этих мер – ввод в моторные масла ремонтно-восстановительных составов, особенно наноалмазных, серпентиновых и некоторых других.
Подача электрической энергии в моторные и другие масла много лет назад широко апробирована для тяжелой техники Донбасса ведущим ученым-трибологом Харьковской государственной академии железнодорожного транспорта С.В. Ворониным. Иным, наиболее универсальным и простым методом является электризация масел постоянным током напряжением 12-100 V, разработанная в Инжиниринговом центре «ЛИК» и широко апробированная в Ростовской и Ленинградской областях. В настоящей статье рассмотрены некоторые особенности такой электризации и ее трибологические результаты по уменьшению коэффициента трения и износа трибопары «палец-диск», полученные в ГОСНИТИ, а также по уменьшению расхода топлива двигателями легковых автомобилей.