В конце XIX в. (1899 г.) Д. К. Заболотный высказал идею о возможности автономного существования в природе возбудителей инфекций человека. В дальнейшем в трудах Е. Н. Павловского (1939 г.) были научно обоснованы многие положения природно-очаговых инфекций. Согласно теории природной очаговости болезней, популяции их возбудителей (обязательный и специфический компонент природного очага инфекционной болезни) являются со членами определенных экосистем [1].
Лептоспироз – острая инфекционная зоонозная болезнь, общая для человека и животных. Источником инфекции для человека всегда служит животное (больное или носитель), поэтому эпизоотический и эпидемический процессы тесно связаны между собой. В медицине человека зоонозами, согласно рекомендациям ВОЗ и FАО, уже давно считают группу болезней, возбудители которых поражают животных и человека и способны передаваться в естественных условиях различными способами и путями от животных человеку [2–4].
В. И. Терских первым из эпидемиологов продемонстрировал на модели лептоспирозов сложнейший характер циркуляции «сапрофитов медицинского значения» в природе и «резервуарную роль внешней среды» [5].
На территории Ульяновской области в те или иные годы ранее имели место разные лептоспиры серогрупп Grippotyphosa, Pomona, Icterohaemorrhagiae, Sejroe, Tarassovi и Canicola. Этому способствовали многочисленные источники и резервуары данной инфекции, проявляющие себя в результате антропогенного влияния на эволюцию лептоспир [6].
Основными резервуарами лептоспир в антропогенных очагах считаются крупный рогатый скот (с ним в XX в. в Ульяновской области были связаны купальные вспышки среди людей, при водопое скота) и собаки (бытовые, нередко семейные случаи), в природных очагах – грызуны.
В последние годы закономерности эпизоотических и эпидемических проявлений лептоспирозов претерпели существенные изменения. В прошедшем десятилетии прослеживалась тенденция к снижению показателей заболеваемости лептоспирозной инфекцией среди людей на большинстве территорий России, в частности, в целом по России с 2007 по 2022 г. заболеваемость среди людей снизилась в 7,8 раза.