Уже на протяжении 20 лет система ценообразования и сметного нормирования Российской Федерации подвергается корректировкам. Сметные нормативы — это обобщенное название комплекса сметных норм, цен и расценок, объединение которых производится в отдельные сборники. Совместно с положениями и правилами они являются составляющими СНБ (сметно-нормативной базы).
В настоящий момент при разработке СД в качестве основного метода применяется базисно-индексный, в то время как стоимостные показатели расценок представлены в базисном уровне цен 20-летней давности с последующей индексацией до текущего уровня цен. Ресурсы, которые были учтены расценками, представлены с технологией производства работ по принципу минимизации расходов.
В последние годы корректировки СНБ не вносили существенных изменений в методы определения сметной стоимости (СС). Попытки же массово перейти на использование ресурсного метода успехом не увенчались.
Специалисты, задействованные в реформе ценообразования, придерживались позиции оптимальности сметной цены строительства за счет включения определенных ресурсов для предусмотренной технологии выполнения работ с актуальной стоимостью и с учетом сложившейся рыночной конъюнктуры. При этом базисно-индексная методика предполагает усредненный состав ресурсов.
Специалисты отмечают, что попытки по дополнению, упорядочиванию и корректировкам системы сметного нормирования предпринимаются примерно 1 раз в 8 лет:
- СНБ 1984 г.
- Переход на СНБ 1991 г.
- Переход на СНБ 2000 г. (ее корректировка в 2004–2006, 2009–2010 и в 2014 гг.).
- СНБ 2000 г., подвергнутая обновлениям в 2017 г.
- Переход на СНБ 2020 г.
Специалисты отмечают, что система СН, действующая на территории Российской Федерации, имеет целый ряд значимых недостатков, в их числе — отсутствие прозрачности в формировании стоимости строительства. Прозрачность же является показателем устойчивости экономического развития государства, достигаемой за счет нового строительства.