Реализация концепции «бережливого производства» все более распространяется в последние годы на отечественных предприятиях, требует синергетического подхода к устранению разного рода потерь: материальных, финансовых, информационных, человеческих ресурсов.
Эксперты уже более 10 лет изучают эффективность затрат рабочего времени, преимущественно на предприятиях железнодорожного транспорта. Исследование потерь рабочего времени ведется по методике индивидуальной фотографии рабочего времени (хронометраж и самофотография).
Хронометраж — это способ изучения временных затрат путем замеров и фиксации продолжительности действий, подлежащих выполнению. Хронометраж позволяет провести «инвентаризацию» и «аудит» времени. Плюсом хронометража является проведение сотрудником наблюдений, которые не воздействуют на процесс, а лишь фиксируют действие рабочего.
Самофотография рабочего времени — это регистрация самим работником потерь рабочего времени и причин, их вызывающих. Плюсом использования самофотографии является резкое снижение трудоемкости выявления большей части устранимых потерь рабочего времени. Такая система давно изжила себя, грамотные руководители хорошо понимают, что из-за страха наказания в отчетах предоставляют приукрашенную, нивелированную информацию, не позволяющую принимать адекватные меры по улучшению деятельности предприятия.
В заключение можно сказать, что самофотография нацеливает руководителей на незамедлительную реакцию по каждому случаю обнаруженных потерь, следовательно может обеспечивать принятие эффективных действий по совершенствованию организации труда и производства. Отметим, что индивидуальная фотография рабочего времени давно устарела для целей нормирования труда. Существуют более точный программный продукт и менее трудоемкий способ на основе базисных систем микроэлементных нормативов (БСМ). На Свердловской железной дороге БСМ используется с середины 1990-х гг. Однако до сих пор на предприятиях эту систему практически не используют, а действуют по старинке и используют хронометраж рабочего времени.