Установление режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории РФ организациям, регулируется нормами ТК РФ, а также, в силу ч. 2 ст. 329 ТК РФ, Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 (далее – Положение).
В соответствии с абз. 5 п. 25 Положения на междугородных перевозках при наступлении ежедневного (междусменного) отдыха водителя на участке дороги, где отсутствуют места стоянки, оборудованные дорожными знаками 5.29, 6.4, 7.9, 7.11 согласно приложению № 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, водитель вправе, с учетом предельных значений нормативов по времени работы и времени ежедневного (междусменного) отдыха, установленных настоящим Положением, следовать до ближайшего места стоянки, обозначенного вышеуказанными дорожными знаками.
Исходя из буквального толкования указанной нормы, мы полагаем, что в ситуации, когда рабочий день (рабочая смена) водителя, осуществляющего междугородние перевозки, должен подойти к концу, но на том участке дороги, где он находится (будет находиться) к моменту окончания рабочего дня (смены), отсутствуют места стоянок, которые оборудованы определенными дорожными знаками и на которых он мог бы остановить транспортное средство с целью использовать время ежедневного (междусменного) отдыха, он вправе продолжать управление автомобилем с целью доехать до ближайшего места стоянки, обозначенного такими дорожными знаками. Учитывая, что время управления автомобилем в силу п. 15 Положения является рабочим, мы полагаем, что норма абз. 5 п. 25 Положения говорит о необходимости увеличить продолжительность рабочего дня (смены) водителя, в отношении которого ведется суммированный учет рабочего времени, при указанных обстоятельствах.