Система городского пассажирского транспорта предполагает обеспечение соответствующего уровня безопасности перевозок. Это означает, что водитель, перемещая пассажира из точки «А» в точку «Б», несет ответственность за его жизнь, здоровье.
Маршрутные такси. В нескольких регионах России были зафиксированы случаи откровенного пренебрежения техникой безопасности во время движения подобного пассажирского транспорта: водители употребляли наркотики прямо во время поездки (Рязань, Москва), управляли ТС без надлежащих документов — лицензий и прав.
В ряде городов России во время рейда ГИБДД были выявлены маршруточники-нелегалы: они прикрывались документами, подтверждающими право перевозки пассажиров, но не имели никаких юридических оснований для своей работы.
Такси. В законодательстве 2010– 2018 гг. произошло разграничение: собственно таксомоторные службы, которые являются индивидуальными предпринимателями или юрлицами, несут ответственность за сохранность пассажира и вверенного им багажа; интернет-агрегаторы («Яндекс», «Везет» и др.) не несут никакой ответственности, являясь своеобразными проводниками между потенциальным клиентом и водителем. В случае ДТП компенсация вреда осуществляется за счет средств водителя данного ТС.
Комплексное изменение ситуации произошло лишь в 2019 г.: в законодательстве появилась новелла, предусматривающая личную ответственность агрегатора за водителей, выходящих ежедневно на линию.
Как следует из п. 3 Правил перевозок пассажиров (утвержден постановлением Правительства РФ в феврале 2009 г. № 112), для любого общественного транспорта необходимо наличие расписания, предусматривающего четкое разделение на режимы работы и отдыха для водителей. Однако соблюдение расписания остается серьезной проблемой для любого перевозчика.
Нормативные требования к организации рабочего времени. Сейчас режимы труда и отдыха водителей в наземном городском транспорте регламентируются двумя документами — приказом Министерства транспорта РФ от 20 августа 2004 г. № 15 (далее— Приказ № 15) и приказом этого же ведомства от 18 октября 2005г. № 127.