По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Режим труда и отдыха для водителей городского пассажирского транспорта

Деятельность городского пассажирского транспорта предполагает, что водитель должен обеспечить соответствующий уровень безопасности при перемещении пассажира из точки «А» в точку «Б». При этом сам водитель (как, впрочем, и пассажир) обладает определенным объемом прав и обязанностей, предусмотренным заключаемым трудовым договором. Обязанностью водителя является соблюдение правил дорожного движения, ПВТР, внутренних локальных документов предприятия. К правам водителя относится предоставление ему со стороны работодателя определенного промежутка времени для отдыха. Время отдыха является в данном контексте крайне значимым: права на труд, а также на отдых закреплены в действующей Конституции РФ. Водитель, являясь субъектом, управляющим средством повышенной опасности, должен выходить на линию отдохнувшим, не имея никаких проблем со здоровьем. Праву, закрепленному в основном законе, корреспондируется еще и обязанность: право на отдых предполагает обязанность работодателя проконтролировать, что водитель предоставленное ему право не нарушал. Контроль в этом случае осуществляется с использованием специальных устройств — тахографов, которые должны быть установлены на всем транспорте общей грузоподъемностью более 3,5 т.

Система городского пассажирского транспорта предполагает обеспечение соответствующего уровня безопасности перевозок. Это означает, что водитель, перемещая пассажира из точки «А» в точку «Б», несет ответственность за его жизнь, здоровье.

Маршрутные такси. В нескольких регионах России были зафиксированы случаи откровенного пренебрежения техникой безопасности во время движения подобного пассажирского транспорта: водители употребляли наркотики прямо во время поездки (Рязань, Москва), управляли ТС без надлежащих документов — лицензий и прав.

В ряде городов России во время рейда ГИБДД были выявлены маршруточники-нелегалы: они прикрывались документами, подтверждающими право перевозки пассажиров, но не имели никаких юридических оснований для своей работы.

Такси. В законодательстве 2010– 2018 гг. произошло разграничение: собственно таксомоторные службы, которые являются индивидуальными предпринимателями или юрлицами, несут ответственность за сохранность пассажира и вверенного им багажа; интернет-агрегаторы («Яндекс», «Везет» и др.) не несут никакой ответственности, являясь своеобразными проводниками между потенциальным клиентом и водителем. В случае ДТП компенсация вреда осуществляется за счет средств водителя данного ТС.

Комплексное изменение ситуации произошло лишь в 2019 г.: в законодательстве появилась новелла, предусматривающая личную ответственность агрегатора за водителей, выходящих ежедневно на линию.

Как следует из п. 3 Правил перевозок пассажиров (утвержден постановлением Правительства РФ в феврале 2009 г. № 112), для любого общественного транспорта необходимо наличие расписания, предусматривающего четкое разделение на режимы работы и отдыха для водителей. Однако соблюдение расписания остается серьезной проблемой для любого перевозчика.

Нормативные требования к организации рабочего времени. Сейчас режимы труда и отдыха водителей в наземном городском транспорте регламентируются двумя документами — приказом Министерства транспорта РФ от 20 августа 2004 г. № 15 (далее— Приказ № 15) и приказом этого же ведомства от 18 октября 2005г. № 127.

Для Цитирования:
С. М. Завьялов, Режим труда и отдыха для водителей городского пассажирского транспорта. Нормирование и оплата труда на автомобильном транспорте. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: