По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Режим рабочего времени водителей

В статье рассматриваются вопросы учета рабочего времени водителей, обусловленные корректировкой требований к режиму рабочего времени водителей, работающих по суммированному учету рабочего времени, согласно приказу Минтранса России от 03.05.2018 № 170.

Приказом Минтранса России от 03.05.2018 № 170 скорректированы требования к режиму рабочего времени водителей, работающих по суммированному учету рабочего времени: суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов, за две недели подряд – 90 часов.

В связи с этим возникают следующие вопросы.

1. Данное ограничение касается только водителей, работающих по суммированному учету, и не распространяются на водителей, работающих по 40-часовой 5-дневной неделе и по вахтовому методу?

2. Входят ли в установленные ограничения также и часы сверхурочной работы, и часы работы при привлечении к работе в выходные дни? Или данные ограничения касаются только установленного графика работы при суммированном учете?

3. Распространяется ли данное ограничение на водителей, работающих по 5-дневной рабочей неделе с 40-часовой нормой при привлечении их к сверхурочным работам, к работам в выходной день?

Установленные пунктом 17 Положения ограничения не распространяются на водителей с традиционным учетом рабочего времени. На вопрос о распространении недельного/двухнедельного ограничения количества часов управления автомобилем на случаи работы сверхурочно или в выходной мы не можем дать однозначного ответа.

Буквальное толкование п. 17 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15 (далее – Положение) (в частности, предваряющих слова «при суммированном учете рабочего времени»), позволяет сделать вывод о том, что положения этого пункта не распространяются на водителей с традиционным учетом рабочего времени (для них действуют ограничения из п. 16 Положения) – как при работе по графику, так и при привлечении их к работе сверхурочно или в выходной день.

Ответить же на вопрос о том, должен ли работодатель учитывать при поручении водителям с суммированным учетом рабочего времени сверхурочной работы или работы в выходной установленные п. 17 Положения ограничения в части количества раз недельного привлечения к управлению автомобилем свыше 9 часов, а также недельного/ двухнедельного ограничения количества часов управления автомобилем, однозначно не представляется возможным. Дело в том, что, с одной стороны, поскольку такая работа не может быть запланирована графиком и выходит за пределы нормы, законодатель не может заранее предусмотреть количество часов такой работы (если для сверхурочной работы ч. 6 ст. 99 ТК РФ еще установлены какие-то ограничения, то работа в выходной не ограничивается вообще никак). В то же время установленный в указанном пункте размер ограничений (56 часов за неделю и 90 часов – за две) явно велик даже для двух 10-часовых и, например, трех 9-часовых смен за неделю и, возможно, имеет своей целью установить размер ограничений в целом – с учетом всех случаев привлечения водителей к работе, в том числе и сверхурочно либо в выходной. К сожалению, достоверно установить намерения законодателя в этой ситуации при отсутствии каких-либо разъяснений и судебной практики не представляется возможным.

Для Цитирования:
Анна Мазухина, Режим рабочего времени водителей. Нормирование и оплата труда на автомобильном транспорте. 2018;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: