По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 323.2

Режим и мир: «политические машины» и протестные сообщества в городах Cибири

Пустовойт Юрий Александрович Сибирский институт управления — филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Россия, 630102, Новосибирск, ул. Нижегородская, 6. E-mail: pustovoit1963@gmail.com

Исследование направлено на изучение взаимодействия властных групп и протестных сообществ, рассматриваемых в рамках концепции городских политических режимов. На основании количества ключевых акторов и их отношения к безличным нормам выделены два основных типа городских политических режимов: режим «контроля» и режим «координации». Хотя в целом на уровне городов сложилась система неформальных правил, во многом совпадающая с характеристиками «политической машины», построенной на личных интересах участников коалиций, в одних случаях при режиме «контроля» есть монополия и персонификация власти, в других — режим «координации» есть политическая конкуренция и выработка никоторых безличных правил политической борьбы. На примере сибирских городов показана зависимость протестного движения от масштаба города, влиятельности местного бизнеса и его экономического благополучия.

Статья поступила 21.08.2018 г.

Литература:

1. Богатство и самостоятельность: что делает бюджет города устойчивым // STRELKAKB, 2017 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://citybudget.strelka-kb. com/ (дата обращения 18.08.2018).

2. Города России 2010–2011 // Социальный атлас российских регионов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.socpol.ru/atlas/overviews/social_sphere/goroda. shtml (дата обращения 10.03.2017).

3. Илларионов А. Кемеровская трагедия и региональный индекс институционального разложения // ALLARIONOV, 2018 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// aillarionov.livejournal.com/1055785.html (дата обращения 05.08.2018).

4. Норт Д.К., Уоллис Дж., Вайнгаст Б. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества. — М.: Издательство Института Гайдара, 2011. — 480 с.

5. Ледяев В.Г. Социология власти: теория и опыт эмпирического исследования власти в городских. — М.: ИД НИУ ВШЭ, 2012. — 472 с.

6. Овчинников Б. Сто восемьдесят честных городов России // Троицкий вариант. 28.02.2012 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://trv-science.ru/2012/02/28/ sto-vosemdesyat-chestnykh-gorodov/ (дата обращения 10.08.2018).

7. Петров Н.В., Титков А.С. Рейтинг демократичности регионов Московского центра Карнеги: 10 лет в строю // Московский центр Карнеги, 2013 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://carnegieendowment.org/fi les/CP_Petrov_Rus_2013.pdf (дата обращения 10.08.2018).

8. Розов Н.С. Колея и перевал: макросоциологические основания стратегий России в XXI веке. — М.: РОССПЭН, 2011. — 735 с.

9. Скотт Дж. Коррупция, политические машины и политические изменения // Патрон-клиентские отношения в истории и современности: хрестоматия. — М.: Политическая энциклопедия, 2016. — С. 242–278.

10. Шпилькин С. Математика выборов // Троицкий вариант. № 94, 20.12.2011 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://trv-science.ru/2011/12/20/matematika-vyborov-2011 (дата обращения 10.08.2018).

11. Чирикова А.Е., Ледяев В.Г. Власть в малом российском городе. — М.: ИД НИУ ВШЭ, 2017. — 412 с.

12. 12 июня на улицы вышло больше людей, чем 26 марта. Карта протестов «Медузы» и «ОВД-Инфо». Самые полные данные // Медуза, 2017 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://meduza.io/feature/2017/06/13/skolko-lyudey-protestovali-12-iyunya-iskolko-zaderzhali (дата обращения 18.08.2018).

Мир (в значении мiръ как общество) обречен на взаимодействие с властью.

Реализация тех или иных общественных начинаний неизбежно столкнется с интересами, планами и стратегиями уже действующих на территории политических, экономических, силовых и информационных субъектов, вырабатывающих актуальную повестку дня. Тем не менее можно наблюдать, что в одних городах городская общественность — влиятельный субъект, а в других — нет.

Почему?

Теоретическими рамками нашего исследования выступает концепция городских политических режимов К. Стоуна. «Режим представляет собой кросс-секторальную коалицию, т.е. коалицию между акторами, представляющими публичные структуры власти (представители администрации, депутаты, чиновники), и акторами так называемого частного сектора (бизнес, НКО, гражданские организации» [11. С. 126]. В свою очередь, последователь К. Стоуна Б. Фридман при исследовании городских политических режимов в городах Чикаго и Питтсбург показала, что основанием для повестки дня, целями режима могут быть как аккумулирование политической власти, так и достижение коллективных экономических целей, определяя в первом случае формой политического управления «социальный контроль», во втором — «социальное производство» [5. С. 378–379]. Ориентируясь на этот подход, выделим два «полярных» типа городских политических режимов: «режим контроля» и «режим координации». Основными характеристиками режима будут два измерения: монополия — полиархия (есть или нет альтернатива доминирующему актору) и персонализм — безличность (есть или отсутствуют единые и универсальные правила, действующие для всех участников политического процесса). Важно, есть ли в сообществе устойчивые коалиции центров силы (селекторат) или есть единая централизованная вертикаль подчинения [8. С. 371–372]. Кроме этого, правящая группа может рассматривать себя как субъект, для которого нет необходимости подчиняться общим правилам или принять принцип верховенства права, как определил бы этот процесс Д. Норт, совершить «преобразование личных привилегий в безличные права» [4. С. 74]. На этом этапе исследования показателем «монополии», количества конкурентных политических акторов предлагаем считать критерий «демократичности» [7]. В качестве показателя значимости действующих норм («персонализма — безличности») мы используем анализ итогов голосования, ориентированный на выявление статистических аномалий [10, 6, 3]. Система неформальных правил, реконструированных в интервью, во многом совпадает с механизмами «политической машины», описанных Джеймсом Скоттом [9. С. 242–278], и построена на личных интересах участников коалиций, а не на доминировании политических принципов и идеологий.

Для Цитирования:
Пустовойт Юрий Александрович, Режим и мир: «политические машины» и протестные сообщества в городах Cибири. Вопросы культурологии. 2019;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: