На всех уровнях взаимодействия битумного вяжущего с поверхностью минерального материала важной структурообразующей единицей является контактная зона, расположенная между двумя соседними частицами минерального материала. Адгезионное сцепление дорожного битума с поверхностью минеральных частиц имеет первостепенное значение для обеспечения основных свойств асфальтобетона. Верхний слой асфальтового покрытия дорог в результате интенсивной эксплуатации и резкого перепада температурных нагрузок быстро теряет первоначальные заданные свойства. Одна из причин – высокая температура летом. На солнце асфальт нагревается свыше 100 °С. Битумное связующее плавится при температуре 80 °С и в жидком виде стекает к основанию. Верхний слой как бы «высыхает», растрескивается и распадается на составляющие асфальтобетона. Это также приводит к образованию колеи, поскольку в этой ситуации верхний слой асфальта не выдерживает нагрузок от транспорта (особенно большегрузного).
Вторая распространенная причина разрушения поверхности асфальтового покрытия – мороз. При замерзании воды внутри асфальта при 0 °С, образующийся лед разрывает его. Битум при такой температуре становится хрупким. А возникающие при этом трещины приводят к полному разрушению асфальта.
С 1931 г. дорожные службы в США ведут работы по производству асфальта с использованием порошка (или крошки) из автошин. Теоретически всем очень хочется, чтобы резина вступила в реакцию с битумом и получилась бы редкая пространственная решетка наподобие той, которая возникает в резине во время реакции вулканизации. Работы в этом направлении ведутся во всем мире. В России самая известная линейка подобных материалов носит общее название – «Битрэк». В других странах их классифицируют как резиномодифицированные-битумные мастики. Но вышеупомянутые резинобитумные мастики, получаемые «смешением» (ключевое слово, характеризирующее данные технологические методы) резиновой крошки с битумом, не решают проблем, связанных с эксплуатацией асфальтовых покрытий. Эти мастики представляют собой взвесь частиц резины в битуме. Температура плавления и замерзания такой смеси определяется свойствами матрицы (т. е. битума).