В современной школе улучшение здоровья обучающихся неразделимо связано с образом жизни и является актуальной социально-медицинской проблемой. Здоровье детей и подростков — огромный потенциал государства и требует постоянного внимания со стороны общества.
Несмотря на актуальность и значимость, проблема укрепления здоровья молодежи в силу своей сложности и динамичности далека от разрешения. Многообразие факторов, формирующих здоровье, преимущественно социальная обусловленность их определяют необходимость всестороннего, комплексного межведомственного подхода к коррекции и устранению основных факторов риска. Медицинское обеспечение детей и подростков в образовательных организациях призвано содействовать охране и укреплению здоровья обучающихся, в том числе формированию здорового образа жизни.
Эффективная работа по формированию здорового образа жизни предполагает направление усилий на борьбу с основными факторами риска неинфекционных заболеваний, среди которых лидирующее место занимают потребление алкоголя, неправильное питание. Для детского населения большое значение имеет профилактика негативного влияния школьных факторов риска на здоровье детей и развитие функциональных отклонений у обучающихся.
В рецензируемом руководстве представлены такие разделы, как организация медицинской помощи обучающимся, организация взаимодействия образовательных организаций с центрами здоровья для детей, критерии эффективности работы отделений медицинской помощи обучающимся и структура межведомственного взаимодействия в сфере профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни обучающихся. Описаны процедуры диагностики состояний, медицинского допуска к соревнованиям и пребыванию в организациях отдыха, контроля за условиями обучения, питания, физического воспитания, медицинской профилактики школьно-обусловленных заболеваний и гигиенического обучения и воспитания, формирования здорового образа жизни обучающихся.
Работа по указанным направлениям требует межсекторального подхода, oбъединения усилий государственных и общественных институтов. Оптимальной организационной формой обеспечения такого межсекторального взаимодействия является принятие национальной стратегии по борьбе с неинфекционными заболеваниями и соответствующего национального плана в отношении детей, подростков и молодежи.