По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Ретроспективный музей «История труда» на Всемирной выставке в Париже

Карасев А.В. кандидат технических наук, научный сотрудник, ИИЕТ РАН, Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова Российской академии наук, Москва, Российская Федерация

В статье показывается масштаб Всемирной выставке в Париже 1867 г. Делается акцент на предпосылки и аспекты организации одной из знаковых галерей выставки — ретроспективного музея «История труда». Приводятся точки зрения на такой музей российского и французского авторов, кратко излагается мнение последнего о российском участии в этом дополнительном классе выставки — страны впервые принимающей участие во Всемирных выставках.

Литература:

1. Миликовский С. Международная выставка «Век прогресса» в Чикаго. / История техники. Сборник. Изд. «За индустриализацию». — М. 1934. С. 165.

2. Charles Boissay. V. Galerie des machines, L’Allemagne. L’Exposition Universalle de 1867 Illustree. Publication Internationale Autorisѐe par la Commission Impѐriale. Voll. 2. Summaire de la 58-e Livraison, Du 21 Novembre 1867. P. 439.

3. Ducuing M.F. Le Palas du Champ de Mars. Et ses installation. L’Exposition Universalle de 1867 Illustree. Publication Internationale Autorisѐe par la Commission Impѐriale. Voll. 1. P. 6.

4. Sommerad E.Du. Galerie de l’histoire du Travail. L’Exposition Universalle de 1867 Illustree. Publication Internationale Autorisѐe par la Commission Impѐriale. Voll. 2. Sommaire de la 58-e Livraison, Du 12 Septembre 1867. P. 119.

5. Генкель В.Е. Иллюстрированное описание Всемирной выставке в Париже 1867. С.-Петербург, издание В.Е. Генкеля. 1869. с. 349.

6. Charles de Linas. Russie. L’hinsloire du travail a L’Exposition Universalle de 1867. Arras, Paris. MDCCCLXVIII. P 69–96.

7. Sommerad E.Du. Galerie de l’histoire du Travail. L’Exposition Universalle de 1867 Illustree. Publication Internationale Autorisѐe par la Commission Impѐriale. Voll. 2. Sommaire de la 58-e Livraison, Du 12 Septembre 1867. P. 122.

8. Андрей Буровский. Разум и цивилизация, или Мерцание в темноте. Litres, 2017-09-05. 266 с.

9. Файбисович В.М. Князья Иван, Петр и Алексей Салтыковы и судьба их коллекции оружия // Коллекционеры и меценаты в Санкт-Петербурге. Тезисы докладов конференции. СПб., 1995. С. 21–23.

10. Ленц Э.Э. Указатель отделения Средних веков и эпохи Возрождения. Ч. I. Собрание оружия. СПб., 1908. С. 6.: Зайченко М.Г. Из истории Царскосельского Арсенала // Александр II и его эпоха. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Тезисы докладов конференции. СПб., 1995. С. 18–19.

В 1867 г. Париж принял пятую Всемирную выставку L’Exposition universelle de 1867. Всемирные выставки проводились с 1851 г. с целью демонстрации достижений науки и искусства в промышленности [1]. В галерее сырья Парижской выставки посетителей привлекал новый, очень легкий и прочный металл — алюминий. Они могли ознакомиться с такими достижениями техники как динамо-машина Сименса, газовый двигатель Отто-Лангена, заслуженно получивший золотую медаль, так как машина едва потребляет при одинаковой силе только треть газа, сгоравшего в двигателях Ленуара и Гюгона [2].

Однако не эти победы человеческого разума делали выставку особой в череде Всемирных выставок, и не промышленные экспонаты, в большинстве отличающиеся более тонкой работой, и даже не масштаб выставки, хотя, безусловно, он был завораживающим.

«Дворец индустрии» (Palais de L’Industrie), в котором проходила Всемирная выставка 1855 г., занимавший площадь более двух гектар, уже был безнадёжно мал для реализации задуманного. Для проведения выставки 1867 г. было отведено Марсовое поле площадью около 50 га, к которому добавили для сельскохозяйственной экспозиции 20 га острова Бийанкур, а экспонаты, относящиеся к флоту, разместили на кораблях, плотно пришвартованных к берегу Сены.

25 сентября 1865 г. земля Марсового поля была передана Императорской комиссии. В короткие сроки Марсовое поле преобразили в великолепный сад с усадьбами и традиционными жилищами многих народов, а в центре был сооружён огромный дворец длиной 490 м и шириной 380 м. Дворец имел эллипсовидную форму, состоял из центрального сада и 7 концентрических галерей, разрезанных 16 проходами, идущими к центральному саду, делящими все здание на соответствующее число секторов. Каждая концентрическая галерея соответствовала одной из 10 групп предметов, а поперечные проходы — продукции, разделённой на 95 классов.

Площадь здания составляла внушительные 460 тыс. кв. м, но оно оказалось слишком маленьким для размещения всех экспонентов — в него вместилось только 1/6 всех экспонируемых предметов [3].

Для Цитирования:
Карасев А.В., Ретроспективный музей «История труда» на Всемирной выставке в Париже. Музей. 2025;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: