По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 74.03

Ретроспектива цивилизационных устремлений Российской империи в отношении мусульманских народов Северного Кавказа

Шамаев Артур Мурадинович ФКОУ «Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России», Россия, 360000, Нальчик, ул. Мальбахова, 123, e-mail: Shomik788@mail.ru

В статье на основе архивных и документальных материалов анализируется конфессиональная специфика Северного Кавказа, которая существенно отличалась от существующих зарубежных практик. Доказывается, что проводившиеся на северокавказской окраине империи преобразования в духовной сфере укрепляли авторитет самой религии в жизни иноэтнических сообществ, способствуя исламизации населения. Делаются выводы, что мусульманство вследствие этого укрепило свои позиции, обретало конструктивный для формирования целостности российской государственности потенциал. Оно перестало играть враждебную роль, превратившись и на северокавказской окраине в элемент общероссийской консолидации.

Литература:

1. Арапов Д.Ю. Система государственного регулирования ислама в Российской империи (последняя треть XVIII — начало ХХ вв.). — М.: Мысль, 2004. — 321 с.

2. Блейх Н.О.Прогресс в социокультурномразвитии Северного Кавказа (вторая четверть XIХ — начало XX вв.) // Человек и культура. — 2016. — № 4. — С. 80–89. DOI: 10.7256/2409–8744.2016.4.19679. [Электронный ресурс.] URL: http://e-notabene.ru/ca/article_19679.html (Дата доступа 01.11.2016).

3. Блейх Н.О. Система просветизма Северного Кавказа конца XIХ — начала ХХ века // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. — 2016. — № 3 (191). — С. 17–20. DOI 10.18522/0321– 3056–2016–3–17–20.

4. ГАКК. (Государственный архив Краснодарского края). Ф. 779. Оп. 1. Д. 4. Л. 40.

5. ГАКК. Ф. 774. Оп. 2. Д. 173. Л. 2 об.

6. Гаспринский И. Мысли, заметки и наблюдения мусульманина / И. Гаспринский. — Бахчисарай, 1881. — 623 с.

7. Кошев М.А. Из истории просвещения горцев Северного Кавказа в XIX — начале ХХ века. — Нальчик: Эль-фа, 1991. — 321 с.

8. ОРФ СОИГСИ (Отдел рукописных фондов Северо-Осетинского института гуманитарных и социологических исследователей). Ф.12. Оп. 7. Д. 11. Л. 123.

9. ОРФ СОИГСИ. Ф.12. Оп.7. Д.11. Л.3 об.

10. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф.14257. Оп.3. Д.552. Лл. 10–12 об.

11. Сборник Российского законодательства. — СПб.: Логос, 1876. — С. 13.

12. Северный Кавказ в воспоминаниях современников. — М: Наука, 1967. — 432 с.

13. Хачидогов Р.А. Российская политика в области мусульманского образования конца XIX — начала ХХ веков на Северном Кавказе // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2015. — Т. 7. — № 5–1. — С. 67.

14. ЦГА РСО-А (Центральный государственный архив республики Северная Осетия-Алания). Ф.123. Оп.17. Д.67. Л.126 .

15. ЦГИА РФ (Центральный государственный исторический архив Российской Федерации). Ф. 733. Оп. 82. Д. 329. Л. 23 об.

16. ЦГА РФ (Центральный государственный архив Российской Федерации). Ф. 173. Оп. 73/27. Д. 385. Л. 158.

Статья поступила 23.01.2017 г.

Магометанство является одним из сакраментальных вероисповеданий на территории России. Взаимоотношения Русской державы с исламским миром имеют многолетнюю и весьма необычную историю, в которой на протяжении столетий происходило сочетание геополитических и социоэкономических интересов в политических устремлениях российского государства. Первостепенной и наиглавнейшей задачей Российская империя считала объединение под своим руководством разных племен и народностей, населяющих её. Этой установке следовали Пётр и Екатерина Великие, также действовали согласно поставленной задаче и правительственные чиновники. Но государство изначально складывалось не только как многонациональное, но и как поликонфессиональное. Особенно это проявилось тогда, когда под протекторат России вошли обширные территории с проживающим на них мусульманским населением (Туркестан, Крым, Поволжье, Кавказ) и 14-ти миллионная мусульманская община стала второй в количественном эквиваленте после православной ассоциации.

Значимость «исламской детерминанты» еще более возросла в связи с тем, что большинство населения не видело разницы между понятиями «национальное» и «религиозное». Принадлежность к адептам, исповедующим магометанский закон, казалась им главным фактором выражения национальной идентичности. Этническое «оживление» данной категории российского социума становилось все более заметным по мере вовлечения государства в XIX — начале XX вв. в капиталистические отношения и проникновения новых веяний в мусульманское общество. Этот прогресс в науке определен под грифом «мусульманский вопрос». Для державы приоритетным направлением продолжало оставаться желание связать воедино всех подданных без различия национальности и веры, держа при этом всех под «неусыпным государевым оком». Все эти факторы делают актуальным изучение политики царских властей по отношению к последователям учения пророка Мухаммада и конкретно к мусульманским народам Северного Кавказа — наиболее пестрого в этническом отношении и поликонфессионального, большую часть которого составляют мусульмане.

Для Цитирования:
Шамаев Артур Мурадинович, Ретроспектива цивилизационных устремлений Российской империи в отношении мусульманских народов Северного Кавказа. Вопросы культурологии. 2017;5-6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: