По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.253.52:001.895

Ресурсы повышения профессионального статуса медицинских сестер хирургического профиля

Луцевич Игорь Николаевич доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой гигиены медико-профилактического факультета, ФБГОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, е-mail: ilutsevich@yandex.ru
Логашова Наталья Борисовна кандидат биологических наук, доцент кафедры гигиены медико-профилактического факультета, ФБГОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, е-mail: gigienampf@mail.ru
Каракотина Ирина Александровна старший преподаватель кафедры гигиены медико-профилактического факультета, ФБГОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, е-mail: gigienampf@mail.ru
Мусаев Шавкат Жиганшиевич доцент кафедры гигиены медико-профилактического факультета, ФБГОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, е-mail: gigienampf@mail.ru

В статье осуществлен комплексный медико-социологический анализ ресурсной базы повышения профессионального статуса медицинских сестер хирургического отделения. Результаты исследования демонстрируют потребность в оптимизации и модернизации существующей системы повышения квалификации, ее интеграции в коммуникационное пространство науки и оснащение современными технологиями дистанционное обучение. Разработаны рекомендации по повышению профессионального статуса медицинской сестры данного профиля.

Литература:

1. Бахтина И. С. Новые подходы к организации непрерывного обучения медицинских сестер // Главная медицинская сестра. — 2001. — № 9. — С. 23–29.

2. Вартанян Ф. Е., Рожецкая С. В. Современные подходы в подготовке медицинских кадров // Здравоохранение. — 2008. — № 8. — С. 165–170.

3. Володин Н. Н. Система дополнительного профессионального образования в здравоохранении // Сестринское дело. — 2000. — № 1. — С. 1–5.

4. Володин Н. Н., Дружинина А. В. Система дополнительного профессионального образования в здравоохранении // Сестринское дело. — 2000. — № 2. — С. 8–9.

5. Гилева О. Я., Шиманчик И. П. Дополнительное профессиональное образование взрослых: принципы и особенности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2010. — № 3. — С. 603–605.

6. Громкова М. Т. Андрагогика как методологическая основа управленческой деятельности // Новые знания. — 2004. — № 1. — С. 4.

7. Двойников С. И. Пути повышения качества подготовки специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием // Сестринское дело.

8. Екимова Н. А. Новые технологии в организации работы и управления сестринским персоналом // Сестринское дело. — 2011. — № 5. — С. 12–13.

9. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука: Известия Уральского отделения РАО. — 2005. — № 3 (33). — С. 27–40.

10. Крыловецкая С. В. Некоторые аспекты повышения квалификации средних медицинских работников // Главная медицинская сестра. — 2006. — № 4. — С. 17–22.

11. Лебедева Е. А., Скок Г. Б. Управление качеством учебного процесса и деятельности преподавателя на основе учета удовлетворенности потребителей образовательных услуг // Университетское управление. — 2005. — № 1. — С. 106.

12. Левахин Б. В. Проблемы и перспективы повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием // Главная медицинская сестра. — 2006. — № 12. — С. 119–125.

13. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе // Парадоксы наследия, векторы развития. — М.: Эгвес, 2002. — 212 с.

14. Островская И. В. Медицинские сестры и инновационные технологии в здравоохранении // Медицинская сестра. — 2009. — № 3. — С. 3–6.

15. Островская И. В. Сестринское дело: эволюция статуса // Медицинская сестра. — 2000. — № 4. — С. 28–32.

16. Поляков И. В., Калинина С. А. Педагогический менеджмент в деятельности медицинской сестры-менеджера // Главная медицинская сестра. — 2002. — № 8. — С. 62–69.

17. Рогова Л. С. Организация и проведение сертификационных циклов главных медицинских сестер в Московском училище повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием // Главная медицинская сестра. — 2000. — № 1. — С. 25–28.

18. Рытякова В. И., Малкова Д. Н. Повышение квалификации среднего медицинского персонала // Медицинская сестра. — 2006. — № 4. — С. 30–35.

19. Рябчикова Т. В., Сопина З. Е. Некоторые подходы к организации повышения квалификации средних медицинских работников // Главная медицинская сестра. — 2005. — № 4. — С. 93–100.

20. Топка В. П., Логвиненко И. А., Черемисин А. П. О формах повышения квалификации средних медицинских работников // Врачебное дело. — 2008. — № 8. — С. 147–150.

21. Шукшунов В. Е., Взятышев В. Ф., Романкова Л. И. Инновационное образование: идеи, принципы, модели. — М.: Академия, 1996. — 175 с.

22. Ядреева Н. И., Семенова Л. В. Повышение квалификации, сертификация и аттестация среднего медицинского персонала в Республике Саха (Якутия) // Якутский медицинский журнал. — 2006. — № 2 (14). — С. 35–38.

23. Государственная программа «Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.protown.ru/information/doc/4293.html (дата обращения: 02.02.2016).

24. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 № 610 (в ред. 31.03.2003) «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» // Собрание законодательства РФ. — 03.07.1995. — № 27. — ст. 2580.

25. Приказ Минздрава России от 03.08.2012 № 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» // Российская газета. — 2012. — № 215.

26. Приказ Минздрава России от 23.04.2013 № 240н «О Порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории» // Российская газета. — 2013. — № 160.

27. Приказ Минздрава России от 29.11.2012 № 982н (ред. от 23.10.2014) «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста» // Российская газета. — 2013. — № 80.

28. Приказ Минздравмедпрома России от 17.11.1995 № 318 «О положении о квалификационном экзамене на получение сертификата специалиста» // Здравоохранение. — 1996. — № 1.

29. Приказ Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 № 415н (ред. от 26.12.2011) «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» // Российская газета. — 2009. — № 158.

30. Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"» // Российская газета. — 2010. — № 217.

31. Приказ Министерства здравоохранения России от 05.06.1998 (ред. от 05.08.2003) № 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» // Медицинская газета. — 1998. — № 61.

32. Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.06.2013 (ред. от 15.11.2013) № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» // Российская газета. — 2013. — № 190.

33. ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2012. — Ч. 1. — № 53.

Медицинские сестры хирургической службы представляют собой профессиональную группу, обладающую особыми знаниями, умениями и навыками, связанными со спецификой лечения хирургических больных. Качество профессиональной деятельности медицинских сестер в хирургии непосредственно связано с изменениями в стратегии развития системы здравоохранения в последние годы.

Особое место в хирургии занимает знание операционного дела, развитие и совершенствование которого требует формирования новых профессиональных компетенций у медицинских сестер хирургического отделения.

Поиск интенсивных моделей развития сестринской профессии в хирургии предполагает активизацию разработки гибких механизмов управления человеческими ресурсами здравоохранения, приближение социально-медицинской помощи к ожиданиям и потребностям населения, обеспечение партнерских отношений всех участников лечебного процесса.

Современное развитие хирургической службы усложняет профессиональную деятельность медицинских сестер хирургического профиля за счет включения новых функций, связанных с новыми парадигмами профилактики, диагностики, лечения, реабилитации хирургических заболеваний. Поскольку медицинская сестра хирургического профиля в новых условиях должна решать новые задачи, она должна обладать новыми профессиональными компетенциями. Дополнительное профессиональное образование как инструмент формирования новых компетенций у работающих профессионалов способно выступать ресурсом повышения внутрипрофессионального статуса медицинской сестры в хирургии, модернизируя ее роли внутри профессии (врач-медсестра, медсестра-медсестра) и одновременно трансформируя модель ее взаимодействия с пациентом в сторону повышения включенности медицинской сестры в проблемы пациента, увеличения числа интеракций и повышения его доверия к ней [3].

Все выше изложенное определяет актуальность комплексного изучения заявленной в теме исследования проблемы.

Целью данного исследования является комплексный медико-социологический анализ ресурсной базы повышения профессионального статуса медицинских сестер хирургического отделения и разработка рекомендаций по повышению профессионального статуса медицинской сестры данного профиля.

Для Цитирования:
Луцевич Игорь Николаевич, Логашова Наталья Борисовна, Каракотина Ирина Александровна, Мусаев Шавкат Жиганшиевич, Ресурсы повышения профессионального статуса медицинских сестер хирургического профиля. ГЛАВВРАЧ. 2021;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: