Последние десятилетия все чаще среди стран, которые упоминают в качестве перспективно развивающихся, называют Китай, Индию и Бразилию, которые вскарабкались на вершину айсберга, благодаря рациональной государственной политике, а также революционным идеям в производственных отраслях. О Европе, США и Японии, в отличие от вышеназванных стран, уже не говорят как о быстроразвивающихся [1].
В данной статье пойдет речь о бразильской компании, известной своей радикальной формой индустриальной демократии и управленческой реструктуризации.
Компания Semco (Semler&Company) была основана в 1955 году Антонио Куртом Семлером. Она базировалась на создании центрифуг по производству растительного масла. Компания расширила свои масштабы за счет того, что запатентовала свое изобретение, которое в момент стало хитом продаж во всей Латинской Америке.
В начале своей истории предприятие Semco представляло из себя семейный бизнес консервативных взглядов, уважающий традиции и иерархическую пирамиду организационно-правовой структуры, где был расписан каждый шаг на все непредвиденные обстоятельства.
В 1980 году у компании сменился глава — им стал сын бывшего главы компании Курт Рикардо Семлер. Он был прекрасным менеджером и самостоятельно подбирал работников со схожим взглядом на видение будущего компании. Ключевым фактором для нового главы компании стало наличие собственного мнения при любых обстоятельствах, даже если оно противоречит мнению Семлера.
В результате была создана компания, которая имела свои специфические черты. Так, проход на предприятие производился строго по карточкам, осуществлялся учет всех канцелярских предметов, используемых в производстве, широко использовалась система выговоров и штрафов. С другой стороны, был прекрасно налажен статистический учет. Самый серьезный отрицательный момент — компания была нерентабельна (был низкий оборот выручки и прибыли). Следовательно, компания нуждалась в перестройке, модернизации и реструктуризации.