Согласно определению, данному в Федеральном законе от 07.05.1998 № 75‑ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», негосударственный пенсионный фонд — организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование.
Если заглянуть в прошлое, то система негосударственного пенсионного страхования в России стала складываться сравнительно недавно: первые НПФ были учреждены в 1992 г. За это время НПФ успели пройти испытания, вызванные экономическими кризисами 1998 г., 2008–2009 гг. и 2014–2017 гг. Следует отметить, что в начале 2009 года рынок НПФ в результате отзыва лицензий, слияния или прекращения деятельности покинуло 39 фондов: их число сократилось с 209 до 170 на конец года. Однако фонды все же смогли выдержать такую проверку на прочность и продолжили свое развитие. Совокупный объем пенсионных средств НПФ в II квартале 2019 года составил почти 4,1 трлн руб., о чем свидетельствует отчетность фондов. Из них величина пенсионных накоплений составила 2,7 трлн руб., в то время как объем пенсионных резервов превысил 1,3 трлн руб.
Пенсионные резервы являются важным источником развития не только рынка ценных бумаг, но и экономики в целом, так как они позволяют реализовывать долгосрочные и крупные социально-значимые программы. Средства пенсионных накоплений, находящиеся на счетах у НПФ в целях сохранения и прироста, подлежат обязательному инвестированию. Согласно статье 24 Федерального закона от 07.05.1998 № 75‑ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», размещение и инвестирование средств НПФ осуществляется на следующих принципах:
• обеспечение сохранности, доходности, ликвидности и надежности указанных средств;
• формирование инвестиционной стратегии на основе объективных критериев, поддающихся количественной оценке;
• обеспечение информационной открытости процесса размещения средств для фонда, застрахованных лиц и органов государственного и общественного контроля;