На сегодняшний день в российском обществе и менталитете существует стереотип о том, что бездомный — это грязный пьяница, не желающий работать. Однако на деле все намного сложнее: отсутствие жилья (по самым различным причинам), отсутствие документов и регистрации (и множество преград для их получения), без наличия которых фактически невозможно устроиться на работу, отсутствие доступа к элементарным благам (душ, ночлег, стирка, нормальная еда), несовершенство системы социальной защиты, постоянные отказы в государственных учреждениях — все это сопровождается перманентным отсутствием чувства безопасности, а также тяжелым эмоциональным и психологическим состоянием, сложностью отношений с миром, о которых речь пойдет дальше. Под бездомным понимается человек, потерявший жилье и социальные связи и на данный момент находящийся во взаимодействии с такими же, как он, людьми без посто¬янного места проживания [3, 4].
Как же решается вопрос бездомности в развитых западных странах?
Крупные организации, отстаивающие интересы бездомных, действуют во Франции, Италии, Великобритании, Венгрии, США. В 1989 г. была создана Европейская федерация национальных организаций, борющихся с проблемами бездомности, в которую вошли 74 организации из 15 стран Европейского союза и других европейских стран [6].
В современной западной литературе существуют два подхода к рассмотрению бездомности. Для сторонников узкого подхода характерно сведение проблемы к факторам субъективного плана. В работах конца 30-х — начала 70-х гг. бездомные бродяги рассматривались преимущественно как неадекватно социализированные индивиды, которые изолировались от большого общества (Э. Сазерленд, Г. Локк, Г. Бар, Т. Каплоу, Б. Левинсон, Д. Питтман и К. Гордон). В конце 70-х — 80-х гг. в европейских странах, США появилась категория «новые бездомные», обозначающая тех, кто потерял работу и жилье в связи с безработицей в условиях экономического кризиса. «Новых бездомных» стали рассматривать как индивидов, обладающих специфическими качествами, не позволяющими им нормально функционировать в системе общественного производства. К числу таких качеств относили алкоголизм, психические проблемы, плохое физическое здоровье, наличие судимости в прошлом. Перечисленные категории населения считались «нечестными бедными», так как вина за то положение, в котором они оказались, возлагалась на них самих. Практическим результатом этого подхода было то, что к вопросам организации помощи бездомным власть и общество подходили пассивно, ссылаясь на личный характер возникающих проблем. Решение задачи усматривалось на путях выделения государством определенных ресурсов, чтобы обеспечить нуждающихся кровом и продуктовой помощью [1, 2].