Современное состояние мировой экономики, восстановление которой после глобального кризиса происходит очень медленно, вызывает серьезную озабоченность представителей различных научных школ и практиков и вновь заставляет возвращаться к проблеме управления глобальными экономическими процессами. Наибольший интерес вызывают вопросы, связанные с возможностями и пределами участия уже существующих международных институтов в регулировании мирохозяйственных связей, необходимости их модернизации или неизбежности создания новых структур глобального управления, способных минимизировать негативное воздействие глобализации и обеспечить стабильность мировой экономической системы в посткризисный период. Дискуссии вокруг создания новой модели глобального регулирования разворачиваются не только на страницах научных изданий, но и многочисленных международных площадках.
Следует напомнить, что современная система международного регулирования так или иначе является производной от политической и экономической составляющих международных отношений. Несмотря на такую зависимость, она на протяжении достаточно длительного периода времени демонстрировала относительную устойчивость и способность к отражению глобальных вызовов. Но сегодня и ее все больше и больше лихорадит. По мнению некоторых российских экономистов, «сейчас геополитические вызовы, переделы сфер влияния и смены властей вновь подчиняют себе логику экономического развития»1 . Это вполне объяснимо, поскольку в базовой основе международных отношений происходят «тектонические сдвиги», фундамент международного порядка размывается, а в возникшей ситуации неопределенности не получается внятно сформулировать даже характер происходящих изменений. Тем более крайне сложно предсказать, в каком направлении они двинутся дальше. Возможно, как это было уже не раз, подобные сдвиги завершатся формированием новой доминирующей политической и экономической доктрины, а может, дело ограничится появлением иной модели глобального управления.