По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 304.2

Ресентимент Ф. Ницше как основание радикализма молодежных субкультур

Кузнецова Виктория Григорьевна ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Россия, 119991, Москва, ул. Малая Пироговская, 1. E-mail: sun1840@gmail.com.

Статья поступила 12.02.2017 г. В данной статье рассматривается ресентимент как фундамент зарождения радикализма молодежных субкультур, анализируется специфика массовой культуры как одна из составляющих условий радикализма молодежной субкультуры, рассматриваются характерные черты молодежной субкультуры.

Литература:

1. Левикова С.И. Два взгляда на структуру культуры: от классики к постмодернизму (на примере неформальной молодежной субкультуры) / С.И. Левикова // Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: программа, тезисы докладов и сообщений. — СПб.: ЭЙДОС; АСТЕРИОН-СПб, 2009. — С. 119–120.

2. Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. К феноменологии и социологии ресентимента / М. Шелер. — СПб.: Наука, 2012. — 230 с.

3. Ницше Ф. Антихрист / Ф. Ницше. — М.: Изд-во «Э», 2016. — 320 с.

4. Вязьмин А., Крылова Е. Сущность нигилизма и проблема переоценки ценностей в философии Ф.Ницше // Санкт-Петербург: журнальный клуб Интелрос «Credo New». — 2017. — № 1. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.intelros.ru/readroom/credo_new/ e1-2017/32193-suschnost-nigilizma-i-problema-pereocenki-cennostey-v-fi losofi i-nicshe.html [Дата обращения 03.02.2018].

Жизнеспособность современного общества зависит от нацеленности подрастающего поколения на будущее, а также от возможности воспринимать и усваивать культурные нормы социума. Поскольку молодое поколение представляет собой будущее страны, то особую актуальность приобрела проблема феномена молодежных субкультур как основания радикализма. Возникший интерес к данной проблеме интенсифицировал новые исследования в философии контркультуры, а также обратил внимание специалистов на новые тенденции развития в данной области.

Конструктивные изменения социальных ценностей общества и смена модернисткой парадигмы на постмодернизм как базис становления нового культурного фундамента привели к резкому переосмыслению сознания молодежи. В условиях массовой культуры и социального кризиса возникают радикальные субкультуры, которые противопоставляются социальному обществу.

История этого процесса лежит в подростковом периоде. Ключевую роль в сознании формирующегося подростка играет семья — первый институт социализации, которая регулирует и прививает ребенку нравственные ценности. Когда подросток становится социально независимым за личностью стоит выбор, который должна принять сама личность. Специалист по неформальным молодежным субкультурам С.И. Левикова в статье «Два взгляда на структуру культуры» (от классики к постмодернизму) (на примере неформальной молодежной субкультуры) комментирует и анализирует теорию Т.Б. Щепанской, в которой говорится о трех состояниях «экстернальной» молодежной субкультуры. Согласно теории Т.Б. Щепанской, общество может проходить три состояния — «изолят», «источник», «инверсия» [1, C. 15].

Зачастую там, где люди, оказавшись в субкультурной общности, утрачивают свою индивидуальность и свое «я», общество ставит определенный социальный барьер для такой молодежи — молодежь изолируется от общества. Возможно, именно в состоянии «изолята» возникает враждебность и соперничество среди представителей молодежных субкультур, а также возникает активность в рамках подростковой субкультурной группы. Это и есть ресентимент.

Для Цитирования:
Кузнецова Виктория Григорьевна, Ресентимент Ф. Ницше как основание радикализма молодежных субкультур. Вопросы культурологии. 2018;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: