Многие годы научным сообществом активно изучаются проблемы репутационного менеджмента в сфере высшего образования. Необходимость таких исследований была вызвана рядом причин, среди которых: высокая конкуренция на рынке образовательных услуг; ухудшение демографической ситуации в стране; государственная политика, направленная на усиление контроля за эффективностью деятельности российских вузов; как следствие, сокращение финансирования региональных высших учебных заведений; искусственное укрупнение вузов; необходимость повышения конкурентоспособности российских университетов на мировом уровне.
Вопросы репутационного менеджмента университета широко исследованы многими учеными. Однако наука продолжает активно развиваться, появляются новые технологии, повсеместно проникающие во все сферы жизнедеятельности человека, в связи с чем возникает потребность в исследовании актуальных проблем с точки зрения новых подходов. Развитие нашего общества и системы высшего образования приводит к повышению требований к педагогам, появлению новых особенностей формирования их репутации.
Цель представленной статьи заключается в изучении содержания репутации преподавателя университета, ее структуры, а также условий формирования в процессе развития российской системы высшего образования и нашего общества в целом.
Эмпирической базой для наших выводов стал анализ статистической информации, источником которой послужили электронные ресурсы Министерства науки и высшего образования РФ, Федеральной службы государственной статистики, Российского статистического ежегодника— 2022, размещенные в открытом доступе. Проанализированы основные показатели деятельности российских вузов, а именно численность профессорскопреподавательского персонала вузов, динамика численности аспирантов и докторантов в РФ (дополнительно в каждом временном периоде рассчитана доля аспирантов и докторантов, защитивших диссертации).
Исследования [1], проведенные нами в разные годы, позволяют утверждать, что репутация преподавателя оказывает сегодня все большее влияние на репутацию университета, в котором он трудится, является ключевым фактором повышения эффективности репутационного менеджмента вуза. В последние годы авторитет профессии преподавателя высшей школы и роль педагога в образовательном процессе снижаются по ряду причин. Вот некоторые из них: