Организация-налогоплательщик, проработав несколько лет и не уплатив в бюджет все причитающиеся с нее налоги, а также не расплатившись с иными кредиторами, решает реорганизоваться, например присоединившись к другой такой же организации — неплательщику налогов или вновь созданной организации, да еще и в другом регионе страны.
При этом реорганизация фирмы-должника перед бюджетом в этом случае возможна как путем слияния двух и более организаций, так и путем присоединения одной или нескольких фирм к другой (при этом первая фирма (фирмы) как юридическое лицо прекращает свою деятельность, а появляется ее правопреемник).
Участниками указанных юридических лиц проводится мнимая или фиктивная реорганизация и создается иллюзия, что «налоговый должник» навсегда исчезает, передав свои права и обязанности правопреемнику, который якобы ни за что не отвечает. Как правило, подставной руководитель юридического лица, появившегося в процессе реорганизации, якобы получает по акту приема-передачи документы фирмы предшественника, ее печать и другие символы несуществующей власти бывшего должника.
В этом случае новая фирма — правопреемник старой — никакую коммерческую деятельность не осуществляет и не предполагает осуществлять, дожидаясь своей «естественной смерти», а именно исключения ее налоговым органом из реестра юридических лиц в упрощенном порядке, что допускается ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129‑ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Этой статьей закона предусмотрено, что юридическое лицо, которое 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом решения об исключении его из ЕГРЮЛ, не представляло отчетность, предусмотренную законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Это юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном законом.
Конечно, в соответствии со ст. 89 Налогового кодекса РФ при реорганизации юридического лица налоговый орган может провести в отношении него выездную налоговую проверку.