Год пандемии сказался серьезным образом на рынке как жилья, так и коммерческой недвижимости. Многие арендодатели снижают ставки, а некоторые меняют договоры. Кто-то согласен, чтобы арендаторы не платили, но провели ремонт в помещении (возможно надеются на скорое изменение ситуации и более выгодные ставки аренды).
11% наймодателей московских квартир подписывают с жильцами такое соглашение. В Департаменте аренды квартир ИНКОМ-Недвижимость подсчитали: в первой половине мая активность нанимателей в старой Москве снизилась на 72% по отношению к аналогичному периоду 2019 года. Предпосылки для активного роста спроса после окончания пандемии отсутствуют, констатируют эксперты. В таких условиях арендодателям выгодно сохранить квартирующих. Самый популярный способ — уменьшение арендной платы до 20% как по действующим договорам найма, так и для новых жильцов: в основном на один–два месяца. В ИНКОМ-Недвижимость сообщают: 11% наймодателей в период самоизоляции готовы засчитать в качестве оплаты проживания ремонтные работы силами квартирантов.
Специалисты Департамента аренды квартир ИНКОМ-Недвижимость отмечают сокращение количества заявок на подбор помещений в старой Москве — на 72% за год (по состоянию на май). В условиях шокирующего па дения спроса наймодатели предоставляют арендаторам бонусы на один-два месяца. Самый распространенный — дисконт 15–20%.
«При неясных перспективах многие владельцы жилья в столице стараются сохранить квартирующих и готовы снизить арендную плату по действующим договорам найма, новым нанимателям также могут сделать скидку — и в том, и в другом случае это временная мера. В дальнейшем арендодатели планируют вернуться к докризисным ценам», — объясняет заместитель директора Департамента аренды квартир ИНКОМНедвижимость Оксана Полякова.
Некоторые собственники предоставляют арендные каникулы при условиях выполнения ремонта в квартире: таким образом они рассчитывают возместить потери дохода и сделать площадь более ликвидной. «После окончания самоизоляции вероятен отток арендаторов из Москвы. Чем меньше становится клиентов, тем выше конкуренция среди арендодателей, — комментирует Оксана Полякова. — Наличие косметического ремонта мало повлияет на ценник, зато может привлечь нанимателей».