Статья поступила 08.10.2024
The article was received on 08.10.2024
Дискуссии о взаимоотношении веры и разума, социальной специфике религиозности, обучении праведному образу жизни были приоритетным направлением становления и развития религиозной идеологии мировых религий, что, в свою очередь, стало детерминантом формирования религиозных течений и правовых школ-мазхабов [2, с. 702]. В условиях техногенной цивилизации, глобальных информационных технологий возникла острая потребность философского анализа адаптации традиционных ценностей в современном постиндустриальном обществе. Тем самым, научно-технический взрыв естественным образом обуславливает поиск смыслообразующих особенностей этноконфессиональной культуры, социальных идеалов, смысла жизни в контексте «Массовой культуры», как реакцию против секуляризации общественной жизни.
Религия и религиозность по своей сущности определяется социально-экономическими и культурными уровнями социализации и профессионализации личности, т. е. вера и разум отражают реальную повседневность людей, регулируя праведный образ жизни и стиль мышления особыми культурно-нравственными кодами каждого народа. Проявления своеобразия и сложности веры в национальном характере наиболее полно исследованы почтеннейшими теологами. В современном христианстве — Н.О. Лосским. В исламе этими проблемами занимался Шейх Мухаммед Садык Мухаммед Юсуф [7, 8, 13, 15]. В исследовании католического вероучения имеет особые заслуги кардинал Д.Г. Ньюмен. Общепризнаны его заслуги как официального авторитета католического богословия, так как он был прославлен как преподобный в ранге блаженных апостолов [9, с. 32]. Религиозность имеет также сугубо национально-личностный характер. Исследования ученых социально-гуманитарных наук основываются на учете исторического и этнического характера народов мира, хозяйственно-бытовых условий населения. В этой связи, восприятие бога стало предметом исследования ученых теологов христианства и ислама [17, с. 8].