По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 2–18 DOI:10.33920/pol-01-2411-04

Религиозность молодежи как предмет философской рефлексии

Мирзахмедов Абдурашид Мамасидикович Наманганский инженерно-технологический институт, Республика Узбекистан, 16012. г. Наманган, ул. Касансайская-7.
Лукашова Наталья Михайловна Наманганский инженерно-технологический институт, Республика Узбекистан, 16012. г. Наманган, ул. Касансайская-7.

Авторы статьи рассматривают религиозность молодежи как общественное явление, обеспечивающее преемственность этноконфессиональных традиций и ценностей, трансформацию здоровой веры и разума в сфере социально-культурной жизни. Установлены противоречия традиционного и современного, национального и общечеловеческого (массовой культуры), что отражается в духовно-нравственной жизни, религиозности, как возможности поиска национальной идентичности. В этой связи, данная работа ставит целью социальный анализ традиционной проблемы веры и разума, научное понимание которых, позволит получить возможность для формирования здоровой веры, толерантности, духовно-нравственного совершенствования образа жизни населения. Ключевой задачей исследования является социально-политический анализ нового смысла духовно-культурной жизни в контексте веры и разума как профилактики религиозного пуританства и экстремизма. Авторы стремились показать отражение конституционных реформ в принципах социального, светского, демократического государства в Узбекистане и их осуществление в контексте прав и свободы совести человека как условий предотвращения религиозного экстремизма. Религиозность народов Востока во многом связана с предупреждением о дне страшного Суда, о чем напоминают духовные наставники на каждой встрече или богослужении, что позволяет нам сделать вывод о том, что вера в исламе стоит на страже Судного дня, который станет праздником для истинного верующего.

Литература:

1. Аквинский Ф. (2002) Сумма теологии. Часть I. Вопросы/ Пер.С. Еремеева., A. Юдина. — Киев: Эльга, Ника-Центр, Элькор-МК.

2. Бакирова, А. У. (2017) Томистская традиция в гносеологии, Молодой ученый. № 3 (137). с. 701–703.

3. Вера в исламе, https://islam.kz/ru/articles/islam-i-nauka/hadisy/hadis-2-islam-vera-i-chist (Дата обращения 02.03.2024)

4. Кант И. Совесть, https://ru.wikipedia.org/wiki/ (Дата обрашения 14.11. 2023)

5. Каримов И.А. Борьба с терроризмом, https://studbooks.net/2231456/ekonomika/ (Дата обрашения 2.04.2024)

6. Козлова И.В. (2015) К вопросу о соотношении науки и религии, Молодой ученый. № 11 (91). с. 1811–1814.

7. Лосский Н.О. (1990) Характер русского народа. –М.: Ключ. 96 с.

8. Лосский Н.О. (1990) Религиозность русского народа, Вестник Ленинградского духовной Академии. № 2. с. 112–124.

9. Малимонова С.А. (2018) Теория развития христианского вероучения Д.Г. Ньюмена, Христанские чтение.. № 6. с. 32–40

10. Малявина С.С. (2019) Религиозность личности: психологический анализ. — Волгоград: Изд. Волгоградского института управления — филиала РАНХиГС. 116 с.

11. Митра С. Мост между собой и другим: призыв к соединению культур и рациональности для устранения разрывов глобализации, https://eaphilcong.com/new (Дата обращения 06.01.2024)

12. Михайлов П.Б. (2023) Динамика веры по Дж.Г. Ньюмену, Философия религии: аналит. исслед. / Philosophy of Religion: Analytic Researches.. Т. 7. № 2. с. 115–142

13. Мухаммед Садык М.Ю. (2019) Ийман-Ислам-Куръан. –Ташкент: Hilol-nashr. 408 с.

14. Мухаммед Садык. М. Ю. (2019) Счастливая семья. –Ташкент: Hilol-nashr, 604 с.

15. Мухаммед Садык. М. Ю. (2022) Кифоя. Т.1. Ташкент: Hilol-nashr, 584 с.

16. Нагметов Х.С. (2023) Религия и религиозность: проблемы веры и разума, Столыпинский вестник.. № 11. с. 5296–5306.

17. Ольстон У.П. (2022) Восприятие Бога: Эпистемология религиозного опыта, Пер. с англ. К.В. Карпова; под ред. А.М. Гагинского, Академический проект, 471 с.

18. Рогаар Е., Рагозина С. (2023) Политика идентичности в отношении новообращенных мусульман в России: доминирующий политический и медийный дискурс и самопрезентация, Государство. Религия. Церковь в Росси и за рубежом. № 3.4 (41). с. 390–419

19. Сакс Дж. Дэвид. Достижение мира в Евразии в XXI веке. Роль этики, культуры, истории и экономики, https://eaphilcong.com/ news/tpost/k5eomb4751-dzheffri-devid-saks (Дата обращения 02.08.2023)

20. Фокас В. Религия и религиозность…,https://proza.ru/2016/06/26/1173 (Дата обращения 04.04.2024)

1. Aquinsky F. (2002) The sum of theology. Part I. Questions/ Trans. S. Eremeeva., A. Yudina. — Kiev: Elga, Nika-Center, Elkor-MK.

2. Bakirova, A. U. (2017) The Thomistic tradition in epistemology, A young scientist. No. 3 (137). pp. 701–703.

3. Faith in Islam, https://islam.kz/ru/articles/islam-i-nauka/hadisy/hadis-2-islam-vera-i-chist (Accessed 03/02/2024)

4. Kant I. Conscience, https://ru.wikipedia.org/wiki / (Date of application 14.11.2023)

5. Karimov I.A. The fight against terrorism, https://studbooks.net/2231456/ekonomika / (Date of request 2.04.2024)

6. Kozlova I.V. (2015) On the question of the relationship between science and religion, A young scientist. No. 11 (91). pp. 1811–1814.

7. Lossky N.O. (1990) The character of the Russian people. –M.: Klyuch. 96 p

8. Lossky N.O. (1990) The religiosity of the Russian people, Bulletin of the Leningrad Theological Academy. No. 2. pp. 112–124.

9. Malimonova S.A. (2018) D.G. Newman’s Theory of the development of Christian doctrine, Christian readings.. No. 6. pp. 32–40

10. Malyavina S.S. (2019) Religiosity of personality: a psychological analysis. — Volgograd: Publishing house of the Volgograd Institute of Management — branch of the RANEPA. 116 p.

11. Mitra S. The bridge between oneself and the other: a call for connecting cultures and rationality to bridge the gaps of globalization, https://eaphilcong.com/new (Accessed 06.01.2024)

12. Mikhailov P.B. (2023) The dynamics of faith according to J.G. Newman, Philosophy of Religion: an analyte. research. / Philosophy of Religion: Analytical Research.. Vol. 7. No. 2. pp. 115–142

13. Muhammad Sadiq M.Yu. (2019) Iyman-Islam-Kuran. –Tashkent: Hilol-nashr. 408 p.

14. Muhammad Sadiq. M. Yu. (2019) Happy family. –Tashkent: Hilol-nashr, 604 p.

15. Muhammad Sadyk. M. Yu. (2022) Kifoya. Vol. 1. Tashkent: Hilol-nashr, 584 p.

16. Nagmetov H.S. (2023) Religion and religiosity: problems of faith and reason, Stolypin Bulletin.. No. 11. pp. 5296–5306.

17. Ulston U.P. (2022) Perception of God: Epistemology of religious experience, Translated from the English by K.V. Karpov; edited by A.M. Gaginsky, Academic Project, 471 p.

18. Rogaar E., Ragozina S. (2023) Identity politics in relation to Muslim converts in Russia: dominant political and media discourse and self-presentation, the State. Religion. The Church in Russia and abroad. No.3.4 (41). pp. 390–419

19. Sachs J. David. Achieving peace in Eurasia in the 21st century. The role of ethics, culture, history and economics, https://eaphilcong. com/news/tpost/k5eomb4751-dzheffri-devid-saks (Date of appeal 08/02/2023)

20. Fokas V. Religion and religiosity…,https://proza.ru/2016/06/26/1173 (Accessed 04.04.2024)

Статья поступила 08.10.2024

The article was received on 08.10.2024

Дискуссии о взаимоотношении веры и разума, социальной специфике религиозности, обучении праведному образу жизни были приоритетным направлением становления и развития религиозной идеологии мировых религий, что, в свою очередь, стало детерминантом формирования религиозных течений и правовых школ-мазхабов [2, с. 702]. В условиях техногенной цивилизации, глобальных информационных технологий возникла острая потребность философского анализа адаптации традиционных ценностей в современном постиндустриальном обществе. Тем самым, научно-технический взрыв естественным образом обуславливает поиск смыслообразующих особенностей этноконфессиональной культуры, социальных идеалов, смысла жизни в контексте «Массовой культуры», как реакцию против секуляризации общественной жизни.

Религия и религиозность по своей сущности определяется социально-экономическими и культурными уровнями социализации и профессионализации личности, т. е. вера и разум отражают реальную повседневность людей, регулируя праведный образ жизни и стиль мышления особыми культурно-нравственными кодами каждого народа. Проявления своеобразия и сложности веры в национальном характере наиболее полно исследованы почтеннейшими теологами. В современном христианстве — Н.О. Лосским. В исламе этими проблемами занимался Шейх Мухаммед Садык Мухаммед Юсуф [7, 8, 13, 15]. В исследовании католического вероучения имеет особые заслуги кардинал Д.Г. Ньюмен. Общепризнаны его заслуги как официального авторитета католического богословия, так как он был прославлен как преподобный в ранге блаженных апостолов [9, с. 32]. Религиозность имеет также сугубо национально-личностный характер. Исследования ученых социально-гуманитарных наук основываются на учете исторического и этнического характера народов мира, хозяйственно-бытовых условий населения. В этой связи, восприятие бога стало предметом исследования ученых теологов христианства и ислама [17, с. 8].

Для Цитирования:
Мирзахмедов Абдурашид Мамасидикович, Лукашова Наталья Михайловна, Религиозность молодежи как предмет философской рефлексии. Социальная политика и социальное партнерство. 2024;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: