По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.7.01:669–17

Рельеф и химический состав поверхности титанового сплава при черновом шлифовании

Носенко С.В. канд. техн. наук, доцент, Волжский политехнический институт (филиал) ВолгГТУ, г. Волжский, Волгоградская обл., e-mail: vto@volpi.ru
Носенко В.А. д-р техн. наук, профессор, зам. директора по УР, Волжский политехнический институт (филиал) ВолгГТУ, г. Волжский, Волгоградская обл., e-mail: nosenko@volpi.ru
Кременецкий Л.Л. аспирант, Волжский политехнический институт (филиал) ВолгГТУ, г. Волжский, Волгоградская обл., e-mail: kreleonid@yandex.ru

Приведены результаты исследования качества поверхности титанового сплава ВТ3–1 после шлифования кругом из карбида кремния без использования СОЖ. Рельеф и химический состав обработанной поверхности исследовали на двухлучевом электронном микроскопе Versa 3D. Показаны особенности формирования рельефа шлифованной поверхности, приведены результаты измерения химического состава приповерхностного слоя.

Литература:

1. Саютин Г.И., Носенко В.А. Шлифование деталей из сплавов на основе титана: Монография. — М.: Машиностроение, 1987. — 80 с.

2. Силин С.С., Хрульков В.А., ЛобановА.В., Рыкунов Н.С. Глубинное шлифование деталей из труднообрабатываемых материалов. — М.: Машиностроение, 1984. — 64 с.

3. Поклад А.В. Профильное глубинное шлифование деталей из титановых сплавов // Технология ма шиностроения. — 2002. — № 3. — С. 14–22.

4. Носенко В.А. Выбор характеристики абразивного инструмента и СОЖ для глубинного шлифования // Вестник машиностроения. — 1989. — № 5. — C. 17–21.

5. Носенко В.А. Попутное и встречное глубинное шлифование поверхности неполного цикла с периодической правкой круга // Вестник машиностроения. — 2008. — № 5. — C. 44–50.

6. Носенко В.А. Закономерности изменения силы плоского глубинного шлифования // Справочник. Инженерный журнал с приложением. — 2009. — № 7. — С. 10–26.

7. Носенко В.А. Совершенствование абразивного инструмента на бакелитовой связке // Проблемы машиностроения и надежности машин. — 2004. — № 3. — С. 85–90.

8. Носенко В.А. Влияние контактного взаимодействия на износ абразивного инструмента при шлифовании // Проблемы машиностроения и надежности машин. — 2005. — № 1. — С. 73–77.

9. Носенко В.А. Влияние правки абразивного инструмента на состояние рельефа обработанной поверхности титанового сплава при встречном глубинном шлифовании // Вестник машиностроения. — 2014. — № 7. — C. 64–68.

10. Носенко С.В. Исследование химического состава поверхностного слоя титанового сплава при шлифовании его кругом из карбида кремния без использования СОТС // СТИН. — 2015. — № 1. — C. 26–30.

Титановые сплавы используются для изготовления особо ответственных деталей. Поэтому изучение качества поверхности таких деталей является актуальной задачей. Особое внимание качеству уделяется на заключительных операциях, к числу которых относится абразивная обработка и шлифование, в частности. При шлифовании титановых сплавов рассмотрены особенности формирования структуры и субмикроструктуры поверхности, температуры, остаточных напряжений, химического состава и пр. [1–6]. Но методы контроля качества поверхности постоянно совершенствуются, что способствует расширению и углублению наших представлений о предмете исследования.

В связи с этим цель данной работы состояла в том, чтобы, используя последние мировые достижения в области контроля качества поверхности, исследовать состояния рельефа и химический состав поверхности титанового сплава при шлифовании без СОТС.

В качестве объекта исследования выбрана поверхность титанового сплава ВТ3–1, полученная при врезном шлифовании кругом из карбида кремния 63СF60K7V без выхаживания и использования СОТС. Режимы шлифования: скорость и глубина шлифования соответственно — 25 м/с и 0,005 мм/ход, скорость подачи стола — 12 м/мин. Исследования выполнены на растровом двухлучевом электронном микроскопе Versa 3D.

Основной причиной плохой обрабатываемости титановых сплавов шлифованием является их высокая адгезионная активность к абразивному материалу, в наибольшей степени проявляется при шлифовании без применения СОТС. В таких условиях обработки металл интенсивно налипает на вершины зерен [7, 8]. При последующих контактах металл переносится на обработанную поверхности в виде налипа, один из которых показан на рис. 1а. При повороте образца вокруг вертикальной оси на 180 град. и наклоне относительно горизонтальной плоскости на 45 град. получено изображение торцовой части налипа (рис. 1б).

Поверхность, на которой лежит налип, не монолитная. В левом нижнем углу рис. 1б отчетливо видно углубление в виде кратера 2.

Для Цитирования:
Носенко С.В., Носенко В.А., Кременецкий Л.Л., Рельеф и химический состав поверхности титанового сплава при черновом шлифовании. Главный механик. 2016;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: