В Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова состоялось расширенное заседание Совета Российского Союза ректоров1 (РСР) под председательством Президента РСР, академика Виктора Садовничего. На повестке дня — ключевые вызовы и стратегические направления развития российской системы высшего образования. Участие в мероприятии принял глава Министерства науки и высшего образования России Валерий Фальков, что подчеркнуло важность диалога между регулятором и академическим сообществом. Обсуждения были сфокусированы на трех китах будущего вузов: новая модель высшего образования, трансформация приемной кампании и углубление взаимодействия с работодателями. Эти темы стали не просто пунктами протокола, а настоящими приоритетами, вокруг которых формируется облик отечественной высшей школы XXI века.
Центральным элементом повестки стало внедрение новой модели высшего образования. Как отметил Валерий Фальков, в 2025/26 учебном году было заполнено 99,6% бюджетных мест — рекордный показатель, свидетельствующий о беспрецедентной доступности высшего образования в стране. Однако задача стоит уже не только в количестве, но и в качестве подготовки кадров. Особое внимание уделено пилотному проекту по новой модели: интерес со стороны абитуриентов вырос более чем на 50% — с 173 тыс. заявлений в прошлом году до 269,4 тыс. в текущем.
Планы на 2026/27 учебный год включают расширение списка инженерных направлений, где обязательным станет ЕГЭ по физике, а также пересмотр подходов к платному приему: количество платных мест будет ограничено средним объемом за последние три года, особенно на избыточных рынком труда направлениях. При этом социально значимые специальности — медицина, педагогика, здравоохранение — останутся вне жестких рамок регулирования.
Особый акцент сделан на целевое обучение. Квота для целевиков в 2025 году достигла 42,7%, и планируется ее довести до 100%. Министр подчеркнул необходимость повысить ответственность работодателей: «Сколько заявил — столько и предоставь!». Сейчас наблюдается дисбаланс: компании заявляют о потребности в кадрах, но затем не принимают студентов, создавая избыточную нагрузку для вузов.