По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.03 DOI:10.33920/nik-02-2304-03

Реклама как вид массово-коммуникационного творчества

Савостьянов Александр Иванович проф. кафедры телевизионных, радио- и интернет-технологий факультета журналистики Российского государственного гуманитарного университета, д-р пед. наук, проф., 125047, Российская Федерация, Москва, Миусская площадь, д. 6, эл. адрес: rsuh@rsuh.ru

В статье подробно, глубоко и полифонично исследуется понятие, история зарождения и классификация рекламы как вида массовой коммуникации. Потенцируются аспекты манипуляционных приемов и техник в современной рекламе. Автор показывает, что реклама, продвигаемая в массмедиа, заполняет собой большие объемы печатных мощностей и эфирной сетки, определенные действующим законодательством, а также занимает весомую нишу в сети Интернет, предоставляя тем самым своей целевой аудитории обширные возможности для ознакомления с адресованными ей авторскими текстами, носящими эмоциональную окраску и призванными повлиять на потребительский выбор того или иного продукта. Несомненно, в таких условиях сложно представить рекламные сообщения, не имевшими бы своей целью влияние в той или иной степени на психику человека.

Литература:

1. Джефкинс Ф. Реклама: учеб. пособие для вузов / Ф. Джефкинс; под ред. Б.Л. Еремина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 543 с.

2. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е.Л. Доценко. — 3-е изд. — М.: Речь, 2003. — 344 с.

3. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (ред. от 01.07.2021). — Российская газета. — 1992. — № 32. — 8 февр.

4. Замедлина Е.А. Реклама: учебное пособие / Е.А. Замедлина. — 2-e изд. — М.: ИД РИОР: ИНФРА-М, 2018. — 118 с. (Учебное пособие). — ISBN 978-5-369-00921-5 [Электронный ресурс]. — URL: https:// znanium.com/catalog/product/927476 (дата обращения: 08.01.2023).

5. Зарецкая Е.Н. Психология рекламы [Электронный ресурс]. — URL: http: psyfaktor.org/lib/psyrecl/htm (дата обращения: 08.01.2023).

6. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 206 с. (Harvard Business Review 10 лучших статей). — ISBN 978-5-9614-60421 [Электронный ресурс]. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1002338 (дата обращения: 09.01.2023 г.).

7. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 832 с.

8. Марков А.А. Теория и практика массовой информации: учебник / А.А. Марков, О.И. Молчанова, Н.В. Полякова. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 252 с. (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/2047. — ISBN 978-5-16-006505-2. — [Электронный ресурс]. — URL: https://znanium.com/catalog/product/944408 (дата обращения: 22.12.2022).

9. Музыкант В.Л. Реклама: учебное пособие / В.Л. Музыкант. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2019. — 208 с.

10. Олешко В.Ф. Психология журналистики: учеб. пособие / В.Ф. Олешко. — 2-е изд., стер. — М.: Флинта: Изд-во Урал. ун-та, 2018. — 476 с.

11. Реклама: шпаргалка. — М.: ИЦ РИОР, 2011. — 145 с. (Шпаргалка [отрывная]). — ISBN 978-5-369-00667-2 [Электронный ресурс]. — URL: https://znanium. com/catalog/product/228523 (дата обращения: 24.12.2022).

12. Ромат Е.В. Реклама: учебник для вузов / Е.В. Ромат, Д. Сендеров. — 8-е изд. — СПб.: Питер, 2013. — 512 с.

13. Ученова В.В. Реклама и массовая культура: Служанка или госпожа? Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Журналистика» и «Реклама» / В.В. Ученова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 248 с: цв. ил. — ISBN 978-5-238-01326-8 [Электронный ресурс]. — URL: https://znanium.com/catalog/ product/1028573 (дата обращения: 17.12.2022).

14. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (ред. от 16.04.2022). — Собрание законодательства Российской Федерации. — 2006. — № 2. — Ст. 1232. — 20 марта.

15. Эйнштейн М. Реклама под прикрытием. Нативная реклама, контент-маркетинг и тайный мир продвижения в интернете / Эйнштейн М. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 301 с.

1. Dzhefkins F. Reklama: ucheb. posobiye dlya vuzov / F. Dzhefkins; pod red. B.L. Yeremina. — M.: YUNITI-DANA, 2017. — 543 s.

2. Dotsenko Ye.L. Psikhologiya manipulyatsii: fenomeny, mekhanizmy i zashchita / Ye.L. Dotsenko. — 3-ye izd. — M.: Rech', 2003. — 344 s.

3. Zakon RF ot 27.12.1991 № 2124-1 «O sredstvakh massovoy informatsii» (red. ot 01.07.2021). — Rossiyskaya gazeta. — 1992. — № 32. — 8 fevr.

4. Zamedlina Ye.A. Reklama: uchebnoye posobiye / Ye.A. Zamedlina. — 2-e izd. — M.: ID RIOR: INFRA-M, 2018. — 118 s. (Uchebnoye posobiye). — ISBN 978-5-369-009215 [Elektronnyy resurs]. — URL: https:// znanium.com/catalog/product/927476 (data obrashcheniya: 08.01.2023).

5. Zaretskaya Ye.N. Psikhologiya reklamy [Elektronnyy resurs]. — URL: http: psyfaktor. org/lib/psyrecl/htm (data obrashcheniya: 08.01.2023).

6. Innovatsionnyy menedzhment: ucheb. posobiye. — M.: Al'pina Pablisher, 2017. — 206 s. (Harvard Business Review 10 luchshikh statey). — ISBN 978-5-96146042-1 [Elektronnyy resurs]. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1002338 (data obrashcheniya: 09.01.2023 g.).

7. Kara-Murza S.G. Manipulyatsiya soznaniyem. — M.: Izd-vo Eksmo, 2005. — 832 s.

8. Markov A.A. Teoriya i praktika massovoy informatsii: uchebnik / A.A. Markov, O.I. Molchanova, N.V. Polyakova. — M.: INFRA-M, 2018. — 252 s. (Vyssheye obrazovaniye: Bakalavriat). — www.dx.doi.org/10.12737/2047. — ISBN 978-5-16-006505-2. — [Elektronnyy resurs]. — URL: https://znanium.com/catalog/product/944408 (data obrashcheniya: 22.12.2022).

9. Muzykant V.L. Reklama: uchebnoye posobiye / V.L. Muzykant. — M.: RIOR: INFRA-M, 2019. — 208 s.

10. Oleshko V.F. Psikhologiya zhurnalistiki: ucheb. posobiye / V.F. Oleshko. — 2-ye izd., ster. — M.: Flinta: Izd-vo Ural. un-ta, 2018. — 476 s.

11. Reklama: shpargalka. — M.: ITS RIOR, 2011. — 145 s. (Shpargalka [otryvnaya]). — ISBN 978-5-369-00667-2 [Elektronnyy resurs]. — URL: https://znanium.com/catalog/ product/228523 (data obrashcheniya: 24.12.2022).

12. Romat Ye.V. Reklama: uchebnik dlya vuzov / Ye.V. Romat, D. Senderov. — 8-ye izd. — SPb.: Piter, 2013. — 512 s.

13. Uchenova V.V. Reklama i massovaya kul'tura: Sluzhanka ili gospozha? Ucheb. posobiye dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po spetsial'nostyam «Zhurnalistika» i «Reklama» / V.V. Uchenova. — M.: YUNITI-DANA, 2017. — 248 s: tsv. il. — ISBN 978-5-238-01326-8 [Elektronnyy resurs]. — URL: https://znanium.com/ catalog/product/1028573 (data obrashcheniya: 17.12.2022).

14. Federal'nyy zakon ot 13.03.2006 № 38-FZ «O reklame» (red. ot 16.04.2022). — Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. — 2006. — № 2. — St. 1232. — 20 marta.

15. Eynshteyn M. Reklama pod prikrytiyem. Nativnaya reklama, kontent-marketing i taynyy mir prodvizheniya v internete / Eynshteyn M. — M.: Al'pina Pablisher, 2017. — 301 s.

Науке известно, что реклама в наши дни является не только полноправным субъектом системы информирования населения, но и самостоятельным элементом массовой коммуникации. Сфера рекламы играет значительную роль в финансово-экономическом благосостоянии общества, которое напрямую зависит от производителей рекламируемых товаров и сервисов, заинтересованных, в свою очередь, в результативном трансфере необходимой информации до уже существующих и гипотетических пользователей.

Настоящая работа ставит перед собой цель в полном объеме раскрыть понятие «реклама» в контексте массовой коммуникации, а также выявить его специфические признаки, классификационные категории, исторические предпосылки формирования и эволюции. Более того, в настоящей статье автор планирует изучить манипулятивные приемы и техники, используемые в современной рекламе.

• Определить некоторые подходы к понятию «реклама» в контексте массово-коммуникационного творчества, известные сегодня психологии журналистики.

• Выделить основные группы видов рекламы в зависимости от критерия, положенного в основу классификации.

• Рассмотреть предпосылки возникновения и становления рекламы как самостоятельного общественного института.

• Описать техники и приемы манипуляции, наиболее часто используемые создателями современной рекламы.

Решение поставленных задач и достижение цели настоящей статьи позволят автору изучить вопрос о сущности и специфических, особых проявлениях рекламы как особого вида массово-коммуникационного творчества.

Термин «реклама» происходит от французского réclame — «выкрикиваю» или латинского reclamo в аналогичном значении. Так, наиболее часто встречающееся в психологии журналистики определение понятия «реклама» представлено следующим образом: «Информация о потребительских свойствах товаров и различных видах услуг с целью их реализации, создания спроса на них» [10, c. 294].

Интерес ученых и общественных деятелей к исследованию эффективности коммерческих текстов в средствах массовой информации возник еще в конце XIX века — именно с тех самых пор реклама изучается с использованием определенных методик и программ. Как свидетельствуют эксперты, во главу угла при выборе того или иного вида СМИ производители общественно значимой продукции и сервисов ставят фактор, побуждающий потребителя к действию. Именно поэтому некоторые источники часто определяют рекламу как «аргументированную в пользу принятия решения информацию, которая ориентирована на потенциального покупателя и распространяется по публичным каналам и источникам» [5].

Для Цитирования:
Савостьянов Александр Иванович, Реклама как вид массово-коммуникационного творчества. Ученый совет. 2023;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: