Под реинжинирингом подразумевается масштабное переосмысление порядка ведения дела, направленное на достижение резких, скачкообразных улучшений. Реинжиниринг бизнес-процессов — это особый подход к реформированию деятельности организации, который заключается в фундаментальном перепроектировании рабочих процессов в организации, с целью улучшения ключевых показателей, сокращения издержек и в конечном итоге росте прибыли компании.
Реинжиниринг бизнес-процессов (BPR — Business Process Reengineering) стал активно изучаться в начале 1990-х годов. Возникновение реинжиниринга по праву рассматривается как революция в бизнесе, с наступлением которой отошли на задний план базовые принципы в построении предприятий, которые более 2 веков назад предложил Адам Смит [1]. Возможность такой революции в основном связана с последними достижениями в области информационных технологий (ИТ), специалисты которой начинают играть ведущую роль в конструировании бизнеса. Реинжиниринг бизнес-процессов возник на стыке двух дисциплин: информационные технологии и менеджмент [2]. Реинжиниринг бизнес-процессов очень отличается от господствующих прежде методов в менеджменте, таких как пошаговое совершенствование, управление по целям, диверсификации и др. Суть реинжиниринга бизнес-процессов сводится к коренной перестройке [3]. Показатели деятельности фирмы повышаются на 100–500 % и более. При применении данного метода используют новые бизнес-процессы, чем и обусловлен подобный высокий результат [4].
Зачастую реинжиниринг не приводит к положительным результатам из-за следующих ошибок:
• отсутствие систематической обработки преобразований;
• плохая оценка текущей ситуации организации;
• недостаточный объем выделенного бюджета;
• некомпетентность руководителя проекта;
• недостаточная мотивация участников реинжиниринга и всего производственного персонала;
• расплывчатое изложение основных задач будущих преобразований;
• отсутствие эффективных инструментов и т.д.