По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 218.125 DOI:10.33920/nik-01-2007-01

Реинкарнационная модель посмертия в пространстве современных мировоззренческих предпочтений

Лебедев Владимир Юрьевич ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет» Россия, 170021, Тверь, 2-я ул. Грибоедова, д. 24, e-mail: holmez@yandex.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4840-3135
Безруков Андрей Львович ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет» Россия, 170021, Тверь, 2-я ул. Грибоедова, д. 24, e-mail: holmez@yandex.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0671-7067

В статье рассматривается ситуация мортально-эсхатологических ожиданий и предпочтений современного социума. Сравниваются модели посмертной участи в рамках авраамических и дхармических традиций, а также модели посмертия, представленные новыми религиозными движениями (НРД). Анализируется отношение типичных представителей современного общества к телесной смерти и загробному существованию. Показано предпочтение, отдаваемое реинкарнационной модели посмертия, и выявляются причины подобного выбора.

Литература:

1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. — М.: Прогресс-Академия, 1992. — 526 с.

2. Безруков А.Л., Лебедев В.Ю. Стратегии информационной презентации современного неоязычества / Теология и образование. Ежегодный научно-образовательный сборник теологической ассоциации. — М., 2019. — 199 с.

3. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты: Опыт систематического исследования. — Н. Новгород: Христианская библиотека, 2012. — 813 с.

4. Кришна.ру [Электронный ресурс]. — Вайкунтхи планеты духовного мира. — URL: http://www.krishna.ru/encyclopedia/the-absolute-the-creator/55724_vaiku-ha-the-spiritualplanets.php (дата обращения: 25.12.2019).

5. Смысловой перевод Священного Корана на русский язык / Эльмир Кулиев. — Медина: Комплекс короля Фахда по изданию священного Корана, б. г. — 1071 с.

6. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. — М.: Астрель, 2006. — 1176 с.

7. Торчинов Е. Путь запредельного: Религии мира. Психотехника и трансперсональные состояния. — СПб.: ООО «Издательство «Пальмира», 2017. — 540 с.

8. Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. — М.; Иерусалим: Мосты культуры. — Гешарим, 2017. — 510 с.

9. Янкелевич В. Смерть. — М.: Издательство литературного института, 1999. — 448 с.

Статья поступила 12.02.2020

C трансформацией и усложнением взглядов на предельные вопросы могут быть востребованными самые разные модели финальных ситуаций (индивидуальной смерти и всеобщей эсхатологии). Популярность тех или иных религиозных и парарелигиозных предпочтений меняется под воздействием сложных кластеров факторов конфессиональной динамики — в частности, коррелирует с культурной модой. Вопрос о том, каков вектор этого влияния, требует отдельного рассмотрения. В любом случае на принятие той или иной модели посмертия существенно влияет отношение индивидуума к телесной смерти, телесному компоненту мортальности (которая может быть и элементом общекультурного тренда, на что указывал еще П.А. Сорокин [6]). Картина смерти, принимаемая субъектом, и комплекс отношений к ней определяются набором внешних, отчетливо фиксируемых факторов, включая личностно-психологические характеристики, культурный опыт личности, возраст, состояние здоровья, уровень социальной успешности, реализованности, материальное благополучие. Ряд иных причин можно назвать глубинными, по отношению к которым указанные личностно-психологические характеристики (темперамент, характер, личностная зрелость, специфика психических реакций и т.д.) выступают как промежуточное звено. В итоге глубинными факторами определения отношения к мортальным феноменам становятся мироощущение, отрефлектированное мировоззрение, система ценностных установок, которые не обязательно совпадают с тем, что индивид публично прокламирует в актах социальной коммуникации, заботясь о социальном имидже. Принципиальную роль здесь играет грань, разделяющая разные типы глубинных факторных комплексов в зависимости от их религиозной окраски, религиозных черт. Конечно, разделение на чистые «теистические» и «атеистические» типы весьма условно, хотя бы потому, что не все религии являются теистическими, а масса квазирелигиозных практик усложняет дело еще больше. Кроме того, ответ на вопрос о бытии Бога не коррелирует линейно с характером представлений о посмертии. Можно быть прямолинейным атеистом, но весьма причудливо решать вопрос о посмертной участи. Конечно, чем последовательнее религиозно-теистическое мировоззрение, тем выше вероятность, что в первую очередь будут рассматриваться те варианты посмертия, которые ассоциированы именно с таким типом религиозности. Прежде всего это бессмертие души, несущей в себе все основные личностные черты, то есть фактически бессмертие личности.

Для Цитирования:
Лебедев Владимир Юрьевич, Безруков Андрей Львович, Реинкарнационная модель посмертия в пространстве современных мировоззренческих предпочтений. Вопросы культурологии. 2020;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: