Статья поступила 12.02.2020
C трансформацией и усложнением взглядов на предельные вопросы могут быть востребованными самые разные модели финальных ситуаций (индивидуальной смерти и всеобщей эсхатологии). Популярность тех или иных религиозных и парарелигиозных предпочтений меняется под воздействием сложных кластеров факторов конфессиональной динамики — в частности, коррелирует с культурной модой. Вопрос о том, каков вектор этого влияния, требует отдельного рассмотрения. В любом случае на принятие той или иной модели посмертия существенно влияет отношение индивидуума к телесной смерти, телесному компоненту мортальности (которая может быть и элементом общекультурного тренда, на что указывал еще П.А. Сорокин [6]). Картина смерти, принимаемая субъектом, и комплекс отношений к ней определяются набором внешних, отчетливо фиксируемых факторов, включая личностно-психологические характеристики, культурный опыт личности, возраст, состояние здоровья, уровень социальной успешности, реализованности, материальное благополучие. Ряд иных причин можно назвать глубинными, по отношению к которым указанные личностно-психологические характеристики (темперамент, характер, личностная зрелость, специфика психических реакций и т.д.) выступают как промежуточное звено. В итоге глубинными факторами определения отношения к мортальным феноменам становятся мироощущение, отрефлектированное мировоззрение, система ценностных установок, которые не обязательно совпадают с тем, что индивид публично прокламирует в актах социальной коммуникации, заботясь о социальном имидже. Принципиальную роль здесь играет грань, разделяющая разные типы глубинных факторных комплексов в зависимости от их религиозной окраски, религиозных черт. Конечно, разделение на чистые «теистические» и «атеистические» типы весьма условно, хотя бы потому, что не все религии являются теистическими, а масса квазирелигиозных практик усложняет дело еще больше. Кроме того, ответ на вопрос о бытии Бога не коррелирует линейно с характером представлений о посмертии. Можно быть прямолинейным атеистом, но весьма причудливо решать вопрос о посмертной участи. Конечно, чем последовательнее религиозно-теистическое мировоззрение, тем выше вероятность, что в первую очередь будут рассматриваться те варианты посмертия, которые ассоциированы именно с таким типом религиозности. Прежде всего это бессмертие души, несущей в себе все основные личностные черты, то есть фактически бессмертие личности.