Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и внесенные в связи с его принятием изменения и дополнения в ТК РФ оказали существенное влияние на правовое регулирование порядка оценки условий труда на рабочих местах. Новое законодательство о специальной оценке условий труда направлено не только на совершенствование механизма предоставления работникам предусмотренных трудовым законодательством гарантий и компенсаций, но также и на формирование мер экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда работников. В то же время практика применения законодательства о специальной оценке условий труда показала, что оно не свободно от недостатков, снижающих эффективность специальной оценки условий труда и затрудняющих достижение ее целей.
Сравнение ранее действовавшего трудового законодательства, регулировавшего предоставление льгот и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, с действующими нормами трудового права показывает, что изменения, внесенные в ТК РФ в связи с принятием Федерального закона № 426-ФЗ, привели к ухудшению положения некоторых категорий работников, снижению уровня гарантий их конституционных прав на безопасные условия труда, отдых и охрану здоровья.
Не способствует оптимизации процедуры специальной оценки условий труда подход законодателя к правовому регулированию этапа исследования и измерения вредных и опасных производственных факторов, при котором непосредственно в законе закрепляется указание на каждый единичный производственный фактор, подлежащий исследованию и измерению. Нуждаются в согласовании нормы о государственном и профсоюзном контроле за соблюдением законодательства о специальной оценке условий труда и т. п. В конечном счете пробелы в правовом регулировании специальной оценки условий труда ведут к снижению гарантий конституционных прав работников на безопасные условия труда, отдых и охрану здоровья.
Устранение отмеченных недостатков и пробелов в законодательстве о специальной оценке условий труда требует теоретического анализа правого статуса субъектов специальной оценки условий труда, особенностей правового регулирования порядка ее проведения и осуществления государственного и профсоюзного контроля за соблюдением этого законодательства.