В условиях процессов замедления мирового экономического развития субъекты предпринимательской деятельности во всех странах активно ищут способы снижения издержек производства, в том числе снижения затрат на рабочую силу. В результате интенсифицируется использование труда работников, направляемых работодателем к другим физическим или юридическим лицам, повышается роль частных агентств занятости в обеспечении предприятий и организаций трудовыми ресурсами, что вынуждает государства более пристальное внимание уделять проблемам правового регулирования труда таких работников.
В Российской Федерации в последние годы также наметилась тенденция к более активному использованию труда работников, направляемых работодателем к другим физическим или юридическим лицам, что вызвало широкую и острую дискуссию о характере и путях законодательного регулирования отношений, возникающих из применения этого труда не только в научных кругах, но и среди законодателей. С 2004 г. в течение 10 лет Государственная Дума неоднократно пыталась законодательно урегулировать данные отношения, причем депутатами вносились предложения кардинально противоположного характера: от предоставления работодателям широких возможностей по использованию труда работников, направляемых работодателем к другим физическим или юридическим лицам, до его полного запрета.
В 2004 г. коллективом авторов была предложена Концепция правового регулирования заемного труда, на основе которой был разработан проект федерального закона «О защите прав работников, нанимаемых частными агентствами занятости с целью предоставления их труда третьим лицам». Данный законопроект предполагал легализацию отношений в сфере использования заемного труда в Российской Федерации, предоставлял достаточно широкие полномочия частным агентствам занятости в их отношениях с заемным работником и с предприятием-пользователем, но в то же время недостаточно внимания уделял гарантиям прав заемных работников и фактически выводил из-под действия трудового законодательства отношения между предприятием-пользователем и заемным работником. Законопроект вызвал резкую критику со стороны ряда ученых-юристов и профсоюзных организаций и не был принят.