В сложных экономических условиях выживание организации чаще всего зависит не от массового сокращения расходов, а от команды сотрудников, способных вести организацию вперед. Такой показатель, как текучесть кадров, принципиально важно регулярно отслеживать, анализировать и представлять топ-менеджерам, чтобы те могли принимать грамотные решения [6, с. 19].
Так ли страшна высокая текучесть кадров, если сохраняется достаточно высокий процент безработных и на вакансии существует конкурс? Разумеется, высокая степень текучести кадров – это не первоисточник проблем организации. Напротив, она – их следствие. Причем следствие не одной проблемы, а целого их комплекса. Являясь результатом, «текучесть кадров» продолжает далее усиливать имеющиеся уже недостатки, а также добавлять новые негативные для организации последствия [2, с. 21].
С одной стороны, высокая текучесть кадров опасна для организаций, а с другой стороны, текучесть персонала служит фактором естественного развития организации, механизмом адаптации ее персонала к социально-экономическим, организационно-экономическим и социально-психологическим условиям рыночной экономики [3, с. 3]. В любом случае для эффективного развития предприятиям необходимо качественное управление персоналом. Современным способом повышения конкурентоспособности предприятия является контроллинг персонала.
В настоящее время кадровый контроллинг в качестве инструмента управления предприятием применяют во многих развитых странах мира на предприятиях государственной и частной форм собственности. А показатели эффективности использования инструментов кадрового контрол линга в менеджменте зарубежных компаний дают основания сделать вывод о том, что и отечественные организации должны более активно использовать данный инструмент в собственном стратегическом развитии [4, с. 69].
Основной целью контроллинга персонала является создание механизма по координации и оптимизации деятельности в рамках системы управления персоналом в изменяющихся условиях среды, направленного на развитие управления человеческими ресурсами для достижения целей организации, повышения ее экономической и социальной эффективности [5, с. 519].