По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.442

Регулирование строительной деятельности иностранных организаций в России

В.В. Никитин канд. полит. наук, адвокат, Московская городская коллегия адвокатов

В данной статье рассматриваются вопросы правового регулирования строительной деятельности с участием иностранных строительных организаций. Автор соотносит разработанные правовой наукой категории «источник права» и «правовой регулятор», приводит аргументы об использовании категории «правовой регулятор» применительно к рассматриваемой проблеме и предлагает его определение. Сформулирована авторская позиция о системе правовых регуляторов строительной деятельности, осуществляемой на территории РФ с участием иностранных строительных организаций.

Литература:

1. Абросимова Е.А. Соотношение публичных и частных интересов в коммерческом законодательстве об организации торгового оборота // Закон. – 2013. – № 10. – С. 165–166.

2. Азрилиян А.Н. Юридический словарь. – М.: Институт новой экономики, 2009. – 1152 с.

3. Баженова Т.М. Источники права и источники познания права // Российский юридический журнал. – 2013. – № 5. – С. 56–62.

4. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. – М.: Проспект, 2008. – С. 236.

5. Блошенко М.В. Источники гражданско-правового регулирования предпринимательской деятельности // Общество и право. – 2010. – № 4. – С. 86–89.

6. Богуславский М.М. Международное частное право. М.: Норма, 2010. – 704 с.

7. Бушев А.Ю. и др. Коммерческое право. – СПб., 1998. – Ч. II. – С. 640.

8. Варавенко В.Е. Типовые договоры международной Федерации инженеровконсультантов FIDIC: общее и особенное // Международное публичное и частное право. – 2013. – № 6 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.center-bereg.ru/ b739.html.

9. Веселкова Е.Е. Новые тенденции в правовом регулировании иностранных инвестиций в России // Законодательство и экономика. – 2013. – № 10. – С. 11–16.

10. Ганеев Р.Р. Строительство как разновидность предпринимательской деятельности // Юрист. – 2014. – № 18. – С. 27–31.

11. Ершов О.Г. О формулярном праве и его значении в регулировании договорных отношений по строительству // Право и образование. – 2009. – № 5. – С. 106–113.

12. Канашевский В.А. Нормы международного права и гражданское законодательство России. – М.: Международные отношения, 2004. – 272 с.

13. Лаптев В.А. Акты саморегулируемых организаций как источник регулирования профессиональной и предпринимательской деятельности // Юрист. – 2014. – № 20. – С. 35–41.

14. Лаптев В.В., Занковский С.С. Предпринимательское (хозяйственное) право. – М.: Волтерс Клувер, 2006. – 560 с.

15. Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. – М.: Спарк, 1997. – 90 с.

16. Марочкин С.Ю. Действие и реализация норм международного права в правовой системе Российской Федерации. – М.: Норма, 2011. – 288 с.

17. Мельников В.В. Конституционные основы регулирования экономических отношений в России. – М.: Юркомпани, 2011. – 208 с.

18. Нефедова Ю.Ю. Понятие и виды правовых регуляторов гражданских отношений и место среди них общепризнанных принципов и норм международного права // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2013. – № 4. – С. 219–228.

19. Романова В.В. Международные договоры как источники правового регулирования строительства и модернизации энергетических объектов // Международное публичное и частное право. – 2011. – № 5. – С. 20–25.

20. Романова В.В. Роль обычаев делового оборота в регулировании отношений по строительству и модернизации энергетических объектов // Юрист. – 2011. – № 14. – С. 27–34.

21. Стригунова Д.П. Реализация принципа автономии воли сторон в международных коммерческих договорах // Современное право. – 2014. – № 4. – С. 153–158.

22. Фаткуллин Ф.Н, Фаткуллин Ф.Ф., Маликов М.Ф. Теоретические основы реализации права. – Уфа: РИО БашГУ, 2003. – 244 с.

23. Хижняк В.С. Конституционноправовой механизм взаимодействия внутригосударственного права Российской Федерации и международного права: дисс. д-ра юрид. наук. – Саратов, 2004. – С. 476.

24. Челышев М.Ю. О публичноправовом режиме осуществления коммерческой деятельности // Коммерческое право. – 2007. – № 1. – С. 86–94.

Правовое регулирование строительной деятельности отличается разнообразием используемых правовых форм и инструментов, переплетением публично-правовых и частноправовых методов [Абросимова, 2013; Лаптев, Занковский, 2006; Челышев, 2007]. В случае участия в рассматриваемой деятельности иностранной строительной организации данный процесс усложняется за счет подключения к нему международно-правовых регуляторов, возможности применения отдельных норм иностранного права. Следует определиться с понятием правового регулятора и его соотношением с другими категориями (в первую очередь, с категорией «источник права»), выстроить систему правовых регуляторов строительной деятельности, осуществляемой с участием иностранных строительных организаций.

Прежде всего, обратим внимание на то, что правовое регулирование в широком его смысле представляет собой воздействие юридическими средствами на общественные отношения и поведение людей [Азрилян, 2009]. Будучи специфичной организаторской деятельностью, рассчитанной на то, чтобы юридически обозначить русло тех или иных жизненных отношений, упорядочить их путем определения «правил игры», оно пронизывает не только правотворчество, но и, в определенной части, также правореализацию [Фаткуллин и др., 2003]. Это, в свою очередь, проявляется в том, что, наряду с нормативно-правовым регулированием общественных отношений, поведения людей и коллективных образований, существует также индивидуально-правовое (поднормативное) регулирование. При этом нормы права устанавливаются в определенных формах, служащих формальным основанием их общеобязательности; именно форма (источник) права придает правилу поведения качество правовой нормы, в результате чего правило поведения приобретает такие характеристики, как общеобязательность, формальная определенность, государственная обеспеченность [Канашевский, 2004]. Вполне понятно, что именно нормы права, а также их источники (и в первую очередь – нормативные правовые акты) обеспечивают стабильность правового регулирования предпринимательской деятельности. Однако не только нормы права, но и индивидуально-правовые установки, рассчитанные на индивидуальный случай и обращенные к конкретным лицам, участвующим в соответствующем правоотношении, также способны порождать права и обязанности, а также (наряду с нормами права и источниками права в формально-юридическом смысле) выступают элементами механизма правового регулирования. Источниками индивидуальных предписаний, как это, в частности, следует из ст. 8 ГК РФ, могут выступать предусмотренные законом (не противоречащие ему) гражданско-правовые договоры, акты государственных органов и органов местного самоуправления, судебные решения и другие индивидуальные акты [Нефедова, 2013]. Иными словами, индивидуальные правовые установки также облекаются в правовую форму, отличную от форм содержания правовых норм. Заметим, что действие индивидуальных правовых установок (в первую очередь, актов правоприменения) обеспечивается государственным принуждением; в тех случаях, когда речь идет о «невластных» индивидуальных правовых регуляторах (например, о договорных обязательствах, решениях третейских судов) также возможно обращение к помощи государственно-правового механизма.

Для Цитирования:
В.В. Никитин, Регулирование строительной деятельности иностранных организаций в России. Юрисконсульт в строительстве. 2017;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: