Правовое регулирование строительной деятельности отличается разнообразием используемых правовых форм и инструментов, переплетением публично-правовых и частноправовых методов [Абросимова, 2013; Лаптев, Занковский, 2006; Челышев, 2007]. В случае участия в рассматриваемой деятельности иностранной строительной организации данный процесс усложняется за счет подключения к нему международно-правовых регуляторов, возможности применения отдельных норм иностранного права. Следует определиться с понятием правового регулятора и его соотношением с другими категориями (в первую очередь, с категорией «источник права»), выстроить систему правовых регуляторов строительной деятельности, осуществляемой с участием иностранных строительных организаций.
Прежде всего, обратим внимание на то, что правовое регулирование в широком его смысле представляет собой воздействие юридическими средствами на общественные отношения и поведение людей [Азрилян, 2009]. Будучи специфичной организаторской деятельностью, рассчитанной на то, чтобы юридически обозначить русло тех или иных жизненных отношений, упорядочить их путем определения «правил игры», оно пронизывает не только правотворчество, но и, в определенной части, также правореализацию [Фаткуллин и др., 2003]. Это, в свою очередь, проявляется в том, что, наряду с нормативно-правовым регулированием общественных отношений, поведения людей и коллективных образований, существует также индивидуально-правовое (поднормативное) регулирование. При этом нормы права устанавливаются в определенных формах, служащих формальным основанием их общеобязательности; именно форма (источник) права придает правилу поведения качество правовой нормы, в результате чего правило поведения приобретает такие характеристики, как общеобязательность, формальная определенность, государственная обеспеченность [Канашевский, 2004]. Вполне понятно, что именно нормы права, а также их источники (и в первую очередь – нормативные правовые акты) обеспечивают стабильность правового регулирования предпринимательской деятельности. Однако не только нормы права, но и индивидуально-правовые установки, рассчитанные на индивидуальный случай и обращенные к конкретным лицам, участвующим в соответствующем правоотношении, также способны порождать права и обязанности, а также (наряду с нормами права и источниками права в формально-юридическом смысле) выступают элементами механизма правового регулирования. Источниками индивидуальных предписаний, как это, в частности, следует из ст. 8 ГК РФ, могут выступать предусмотренные законом (не противоречащие ему) гражданско-правовые договоры, акты государственных органов и органов местного самоуправления, судебные решения и другие индивидуальные акты [Нефедова, 2013]. Иными словами, индивидуальные правовые установки также облекаются в правовую форму, отличную от форм содержания правовых норм. Заметим, что действие индивидуальных правовых установок (в первую очередь, актов правоприменения) обеспечивается государственным принуждением; в тех случаях, когда речь идет о «невластных» индивидуальных правовых регуляторах (например, о договорных обязательствах, решениях третейских судов) также возможно обращение к помощи государственно-правового механизма.