Поддерживая внедрение эффективных гибких моделей регулирования заработной платы, профсоюзам важно добиваться обеспечения принципов справедливости и объективности при распределении результатов труда. В Декларации МОТ о социальной справедливости в целях справедливой глобализации сказано, что «достижение более высоких и справедливых результатов в интересах всех стало как никогда необходимым, чтобы добиться… социальной сплоченности, сокращения масштабов бедности и преодоления углубляющегося неравенства» [1].
Ключевым показателем оценки справедливости распределения вновь созданной стоимости между собственниками и наемными работниками является доля оплаты труда в валовой добавленной стоимости. По данным Росстата, доля оплаты труда в валовом внутреннем продукте (ВВП), который является суммой добавленных стоимостей всех организаций страны, в России в 2012 г. составила 50,4 % [2] против 52,9 % в Бельгии (2009 г.), 54,8 % в Великобритании (2010 г.), 55,5 % в Дании (2010 г.), 62,2 % в Швейцарии (2010 г.), 55,2 % в США (2010 г.) [3]. Таким образом, для российских профсоюзов есть основания при заключении соглашений и коллективных договоров добиваться включения в них положений, не допускающих снижения доли оплаты труда в валовой добавленной стоимости. Это означает, что адекватно росту вновь созданной стоимости может увеличиваться и заработная плата.
Показателю доли оплаты труда в валовой добавленной стоимости уделяется внимание и в Генеральном соглашении на 2014–2016 гг., в котором предусмотрено, что «Правительство Российской Федерации регулярно проводит мониторинг качества и уровня жизни населения по согласованному Сторонами перечню показателей и один раз в полугодие информирует Комиссию о динамике основных социальноэкономических показателей мониторинга качества и уровня жизни населения», среди которых предусмотрены:
«1. Доля оплаты труда наемных работников в валовом внутреннем продукте.
2. Доля оплаты труда наемных работников в валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности».