Развитие европейской экономики в самом конце XX века и в начале XXI века, в ходе которого происходил постепенный переход от индустриального к постиндустриальному этапу развития общества, привело к изменению организации труда работников и появлению «атипичных форм занятости». Как будет показано ниже, МОТ в своих документах использует термин «нестандартные трудовые отношения». При этом в рамках МОТ проходит дискуссия по терминологии, применимой в отношении нестандартных форм занятости [1]. Поэтому, для того чтобы понять, какие трудовые отношения являются нестандартными, надо, очевидно, определить, какие трудовые отношения являются стандартными.
Как указывается в отчете МОТ «Нестандартное трудоустройство в мире», подготовленном по результатам трехсторонней встречи экспертов, назначенных со стороны правительств, объединений работодателей и работников, состоявшейся в феврале 2015 года [2], точного определения «стандартного трудового отношения» (англ. standard employment relationship) не существует. МОТ отмечает, что стандартное трудовое отношение имеет место между одним работником и одним работодателем с подчинением работника работодателю, установленное на неопределенный срок и на условиях полного рабочего времени [2].
При этом ряд авторов [3] уточняют, что стандартное отношение имеет место при работе работника в помещениях, находящихся под контролем работодателя (это, с нашей точки зрения, является более правильным, так как позволяет отделить от стандартной формы занятости дистанционную работу и труд надомников). Формы занятости, не укладывающиеся в эту схему, будем называть «нестандартными формами занятости» (англ. nonstandard employment) [2]. Договоры о найме труда, регулирующие соответствующие отношения, можно собирательно называть «нестандартными трудовыми договорами».
В соответствии с информацией, представленной на сайте МОТ [4] и в отчетах экспертов МОТ [2], МОТ рассматривает следующую квалификацию нестандартных форм занятости: 1) временная занятость; 2) неполная занятость (включая работу по вызову); 3) занятость с многосторонними трудовыми отношениями; 4) теневая занятость / несамостоятельная самозанятость.