По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657

Регулирование бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

Качкова О. Е. канд. экон. наук, доцент, заместитель руководителя департамента учета, анализа и аудита, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ» 107996, Москва, ул. Кибальчича, д. 1 E-mail: olga-kachkova@yandex.ru
Остроушко А. В. канд. юрид. наук, доцент департамента правового регулирования экономической деятельности, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ»

Бухгалтерский учет в секторе государственного управления (куда относятся и бюджетные учреждения) ведется в соответствии с определенными принципами, а также на основе ряда требований, предусмотренных законодательством. Происходящее в последние годы интенсивное изменение российского законодательства в области бухгалтерского учета в секторе государственного управления обусловлено его реформированием в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности общественного сектора (МСФО ОС). Отсутствие единого понимания терминологии в регулировании бухгалтерского учета стало причиной попытки авторов сформировать собственный взгляд. В данной статье рассматриваются вопросы регулирования бухгалтерского учета бюджетных учреждений в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Литература:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.сonsultant.ru.

2. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 23.05.2016 № 149-ФЗ) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.сonsultant.ru.

3. Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н (ред. от 16.11.2016) «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (зарегистрирован в Минюсте России 30.12.2010 № 19452) (ред. от 16.11.2016) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.сonsultant.ru.

4. Домбровская Е.Н. О применении МСФО в общественном секторе экономики России // Международный бухгалтерский учет. — 2012. — № 34. — С. 22–31.

5. Качкова О.Е. Сближение бухгалтерского учета в секторе государственного управления и МСФО общественного сектора // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2014. — № 3.

6. Кришталева Т.И. Федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора: краткий обзор // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2017. — № 3. — С. 8–16.

7. Научное обоснование и разработка практических подходов к организации и проведению внутреннего финансового контроля в государственных (муниципальных) учреждениях: Монография / О.Е. Качкова, Т.И. Кришталева, И.Д. Демина, Ж.А. Кеворкова, Е.Н. Домбровская. — М., 2016.

8. Организация учета и внутреннего контроля в государственных (муниципальных) учреждениях: Монография / О.Е. Качкова, Л.В. Клепикова, Т.И. Кришталева, Е.И. Ларионова, В.И. Супроткина, В.Н. Тафинцева, А.В. Исмайлов, Д.Р. Калимуллина, Е.Ю. Святковская. — М., 2015.

9. Поленова С.Н. Регулирование бухгалтерского учета: пространственно-временной анализ: Монография. — М., 2015.

В отечественной практике бухгалтерского учета в секторе государственного управления еще никогда в столь сжатые сроки не происходило такого количества изменений, носящих коренной характер, как за последние 17 лет. Идет процесс формирования системы российского бухгалтерского учета в секторе публичного управления как элемента рыночной инфраструктуры, обеспечивающий благоприятный инвестиционный климат в стране. В результате бухгалтерский учет все больше интегрируется в структуру информационного общества и отходит от его традиционного воплощения профессионалами.

В настоящее время на рынке наметилась тенденция активного внедрения в бухгалтерию информационных сервисов и электронного документооборота, которые переориентированы на использование не только профессионалами, а всеми заинтересованными пользователями информационных технологий. Одной из проблем регулирования общественных отношений в области бухгалтерского учета является отсутствие едино­образия в понимании его терминологии. Данное обстоятельство побудило авторов на основании исследования сформировать собственный взгляд по данной проблеме.

Бухгалтерский учет в государственных (муниципальных) учреждениях стал предметом правового регулирования только с 2000 г. — с момента вступления в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации. В начале 2000-х гг. в области бухгалтерского учета и отчетности Российской Федерации произошли значительные изменения, во многом предопределенные Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283. Стали происходить изменения и в регулировании бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений.

К сожалению, действующее законодательство не содержит легального определения дефиниции «регулирование бухгалтерского учета». В то же время доктрина позволяет нам под регулированием бухгалтерского учета понимать определенную деятельность по внесению упорядоченности и организованности в учетную систему. Глава 3 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) содержит принципы регулирования бухгалтерского учета, подробно описывает субъекты регулирования и документы в области регулирования бухгалтерского учета.

Для Цитирования:
Качкова О. Е., Остроушко А. В., Регулирование бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2017;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: