К сожалению, российская действительность и мой опыт показывают, что в редких случаях бизнес нацелен на защиту своего актива в виде производимого товара, оказываемых услуг, индивидуализации себя на рынке. При этом каждый год подается порядка 60 000–70 000 заявок в Роспатент. И абсолютно не важно, в каком сегменте ты работаешь, малый, средний или крупный бизнес у тебя, будь то бутик носков в Стерлитамаке или сеть мебельных магазинов, — защита бренда снимает множество рисков, позволяет выстраивать правильную бизнес-модель, масштабировать бизнес.
Через меня проходит очень много жизненных историй предпринимателей, которые оказались как с одной, так и с другой стороны патентного законодательства.
Для начала необходимо понять, для чего и в каких случаях предприниматели обращаются за правовой охраной и регистрируют товарные знаки в России.
В целом, если бизнес построен на личных отношениях, занимает в своей нише уверенное место, бюджета на продвижение компании на рынке не имеет и последующая смена наименования компании не позволит потерять доходы, очевидно, что такой формат имеет право на существование, и вам точно не нужно головной боли в виде регистрации товарных знаков. Во всех остальных случаях вам не избежать вопросов интеллектуальной собственности.
Итак, что же такое товарный знак? Мы говорим «бренд», «торговая марка», «торговый знак» — каковы их отличия? По сути, никаких, только «товарный знак» является понятием, закрепленным в ГК РФ, все остальные слова являются синонимами. Товарный знак — это средство индивидуализации товаров, услуг, деятельности компании, который позволяет понять, что, например, ООО «Сопровождение транспортировки черепах» занимается исключительно вопросами логистики черепах, трансграничным перемещением их и является коммерческой организацией.
Действующее законодательство содержит закрытый перечень способов, которые позволяют идентифицировать (выделить) компанию на рынке, а именно:
• коммерческое обозначение компании;