Введение. Достоянием истории стали времена, когда жизнедеятельность университетов отличалась стабильностью, устойчивостью, размеренным течением академических будней. Еще во второй половине 20 века актуальным казалось высказывание президента Калифорнийского университета (США) Кларка Керра (C.Kerr), который писал о том, что из социальных институтов, существовавших в западном мире в 1520 г., когда была основана лютеранская церковь, в узнаваемом виде существуют до настоящего времени — с теми же функциями и традициями, 85 институтов: католическая церковь, парламент Исландии, Великобритании и острова Мэн, лютеранская церковь, несколько швейцарских кантонов и 70 университетов. Канули в лету короли и их свита, феодальные лорды и вассалы, гильдии и монополии, а эти 70 университетов, словно застыли в том же положении и в тех же зданиях, с профессорами и студентами, делающими то же дело, и с управлением, осуществляемым теми же методами.
Новые вызовы, с которыми в настоящее время сталкиваются университеты всего мира обуславливаются кардинальными социально-экономическими, культурными и технологическими изменениями, которые присущи общественному развитию разных стран во временной период конца XX — первой половины XXI века. На рынке научно– образовательных услуг как внутреннего уровня стран, так и общемирового происходит характерное для этого периода усиление конкурентной борьбы. Вторая академическая революция, выступила решающим фактором развития университетов в этот период и обозначила предпринимательскую функцию в деятельности вуза в качестве одной из ведущих.
С новыми вызовами современности столкнулись и региональные вузы России. Цифровая трансформация образовательного процесса, необходимость освоения широкого спектра цифровых технологий и инструментов, внедрение новых форм педагогического взаимодействия преподавателей и студентов в реальном и виртуальном пространстве, конкурентная борьба за талантливых абитуриентов с университетами больших городов и учреждениями системы СПО побудили региональные вузы задуматься о новых векторах своего организационного развития.