По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.1

Региональный вуз и вызовы современности: контуры организационного развития

М.Н. Певзнер доктор педагогических наук, профессор, профессор Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого», Великий Новгород
П.А. Петряков доктор педагогических наук, профессор, профессор Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого», Великий Новгород
И.А. Донина доктор педагогических наук, профессор Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого», Великий Новгород

Актуальность статьи проистекает из необходимости обобщения опыта интенсивного развития технологий цифровой дидактики и практико-ориентированного образования в современных региональных вузах. Данные тренды обусловлены новыми вызовами для общественного развития различных стран, с которыми в настоящее время столкнулись университеты всего мира, такими как: усиление конкурентной борьбы на внутренних и внешних рынках научно-образовательных услуг, становление предпринимательской функции в качестве одной из ведущих в деятельности вуза. Авторы отмечают, что развитие современного регионального вуза невозможно без определения новых векторов плановых, управляемых, систематических изменений в области культуры, систем и поведения образовательной организации с целью повышения ее эффективности. В статье рассмотрена роль современных лабораторий в процессе реализации проектно-ориентированной модели обучения, связанная с проведением исследований различных аспектов цифровой трансформации образования, проектированием и внедрением технологий цифровой дидактики в образовательный процесс организаций основного, профессионального, высшего и дополнительного образования Новгородского региона.

Литература:

1. Андрюхина Л.М., Ломовцева Н.В., Садовникова Н.О. Концепты цифровой дидактики как основания проектирования опережающего образования педагогов профессионального обучения. Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 1.

2. Бекиров С.Н. Теоретические основы процесса формирование правовой культуры будущих педагогов в системе их профессионального обучения в высшей школе // Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — № 66– 1.

3. Бекирова Э.Ш. Инновационные подходы к преподаванию истории в вузе в период модернизации высшего профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — № 66-1.

4. Везетиу Е.В. Формирование проектной компетентности будущих педагогов начального образования в контексте реализации их профессиональной подготовки в высшей школе // Педагогический вестник. — 2020. — № 15.

5. Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2019. № 1 (6). [Электронный ресурс]. URL: http://journal. homocyberus.ru/Verbitskiy AA_1_2019.

6. Круподерова Е.П., Сорокин М.Ю. Организация воспитательной работы в вузе в условиях цифровой образовательной среды // Педагогический вестник. — 2020. — № 13.

Введение. Достоянием истории стали времена, когда жизнедеятельность университетов отличалась стабильностью, устойчивостью, размеренным течением академических будней. Еще во второй половине 20 века актуальным казалось высказывание президента Калифорнийского университета (США) Кларка Керра (C.Kerr), который писал о том, что из социальных институтов, существовавших в западном мире в 1520 г., когда была основана лютеранская церковь, в узнаваемом виде существуют до настоящего времени — с теми же функциями и традициями, 85 институтов: католическая церковь, парламент Исландии, Великобритании и острова Мэн, лютеранская церковь, несколько швейцарских кантонов и 70 университетов. Канули в лету короли и их свита, феодальные лорды и вассалы, гильдии и монополии, а эти 70 университетов, словно застыли в том же положении и в тех же зданиях, с профессорами и студентами, делающими то же дело, и с управлением, осуществляемым теми же методами.

Новые вызовы, с которыми в настоящее время сталкиваются университеты всего мира обуславливаются кардинальными социально-экономическими, культурными и технологическими изменениями, которые присущи общественному развитию разных стран во временной период конца XX — первой половины XXI века. На рынке научно– образовательных услуг как внутреннего уровня стран, так и общемирового происходит характерное для этого периода усиление конкурентной борьбы. Вторая академическая революция, выступила решающим фактором развития университетов в этот период и обозначила предпринимательскую функцию в деятельности вуза в качестве одной из ведущих.

С новыми вызовами современности столкнулись и региональные вузы России. Цифровая трансформация образовательного процесса, необходимость освоения широкого спектра цифровых технологий и инструментов, внедрение новых форм педагогического взаимодействия преподавателей и студентов в реальном и виртуальном пространстве, конкурентная борьба за талантливых абитуриентов с университетами больших городов и учреждениями системы СПО побудили региональные вузы задуматься о новых векторах своего организационного развития.

Для Цитирования:
М.Н. Певзнер, П.А. Петряков, И.А. Донина, Региональный вуз и вызовы современности: контуры организационного развития. Юрист ВУЗа. 2021;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: