Организаторами семинара выступили ИКОМ России и Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль». В мероприятии приняли участие сотрудники музеев, культурных и образовательных учреждений Ярославской области и других регионов страны, эксперты общественных организаций и благотворительных фондов, а также семьи с детьми с особенностями развития.
В первый день участники семинара рассмотрели теоретические, этические и технические аспекты проведения занятий для детей с особенностями ментального развития. Открыла семинар директор ГМЗ «Ростовский кремль» Наталия Каровская, поделившись опытом работы музея с посетителями с инвалидностью, а также историей создания и развития АРТ-студии «Зеленая полоса», где занимаются разные дети, включая ребят с особенностями ментального развития. Директор по проектам ИКОМ России Динара Халикова представила обучающие материалы проекта «Инклюзивный музей», нацеленные помочь музейным сотрудникам научиться корректно и эффективно взаимодействовать с детьми с инвалидностью. Далее участникам были даны конкретные рекомендации по общению с детьми с особенностями развития, прозвучавшие в докладе координатора проектов Центра лечебной педагогики (Москва) Юлии Ахтямовой.
Последующие выступления были призваны подготовить участников к практическим занятиям. О принципах и методах проведения музейных мероприятий для детей с особыми потребностями рассказали Мария Дрезнина, арттерапевт, старший научный сотрудник отдела эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» ГМИИ им. А.С. Пушкина, и Ольга Нелюбина, лектор-искусствовед отдела экскурсионной и лекционной работы ГМИИ им. А.С. Пушкина. В фокусе внимания были разные форматы образовательных и творческих занятий для детской и семейной аудиторий.
Во второй день состоялись тренинги для участников семинара в экспозиционном пространстве музея и творческих мастерских. Специалисты ГМЗ «Ростовский кремль» познакомили коллег с деятельностью АРТ-студии «Зеленая полоса», а затем провели специальный мастер-класс. Эксперты ГМИИ им. А.С. Пушкина на примере коллекций музея наглядно продемонстрировали, на что следует обратить внимание при организации занятий для людей с особенностями ментального развития, как обсуждать сложные для восприятия экспонаты, как спланировать творческий процесс и поддерживать интерес участников, а также рассмотрели многие другие вопросы, связанные с технологией построения занятий и эмоциональной составляющей пребывания посетителей в музее.