По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Региональная специфика государственных программ развития здравоохранения в части установления дополнительных гарантий и мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам

Щербакова Олеся Васильевна кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный юридический университет имени В.Ф. Яковлева», 620137, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21, E-mail: sm-light@yandex.ru

Во исполнение Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 6.06.2019 № 254) на субъекты РФ возложена обязанность по разработке и принятию государственных программ развития здравоохранения, направленных, в том числе, на устранение дефицита отдельных категорий медицинских работников. Вместе с тем субъектам РФ предоставлена большая самостоятельность в решении данного вопроса — от выбора формы и уровня акта и сроков действия указанных программ до конкретных гарантий и мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, что естественным образом создает региональную специфику законодательства по данному вопросу, которая анализируется в данной статье. Представленный общий обзор дополнительных гарантий и мер социальной поддержки медицинских работников, установленных в региональных программах и направленных на устранение дефицита кадров в регионах, позволяет прийти к выводу об отсутствии единого подхода в установлении мер по устранению дефицита кадров в сфере здравоохранения в регионах, а также единых критериев оценки эффективности реализации данных мер.

Литература:

1. Отраслевое соглашение по Федеральным государственным бюджетным и казенным учреждениям, находящимся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации // https://rspp.ru/simplepage/otraslevye-mezhotraslevye-soglasheniya/

2. Более 420 медработников трудоустроились в больницы Подмосковья по программе «Приведи друга» // https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/news-submoscow/bolee-420medrabotnikov-trudoustroilis-v-bolnicy-podmoskovya-po-programme-privedi-druga

3. САЛЕХАРД: в Ямало-Ненецком АО стартовала акция «Приведи друга» — врачам предложат до 100 тысяч рублей, если они приведут коллегу на работу в регион // https:// materlife.ru/salehard-v-yamalo-neneczkom-ao-startovala-akcziya-privedi-druga-vrachampredlozhat-do-100-tysyach-rublej-esli-oni-privedut-kollegu-na-rabotu-v-region/

4. Комитет Народного Собрания Ингушетии по здравоохранению и социальной политики заключил соглашение о сотрудничестве с ингушским республиканским объединением профессионального союза работников здравоохранения России // https://magas.tv/20 24/02/01/%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82-%D0%BD%D0%B 0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%81%D0%BE%D0%B 1%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%83%D1%8 8%D0%B5%D1%82%D0%B8/

5. Региональная программа развития здравоохранения в Республике Ингушетия // https://docs.cntd.ru/document/432883999

6. Ходакова О.В. и др. Влияние мер социальной поддержки на обеспечение региональных систем здравоохранения кадрами // Вестник Российской академии наук. 2023. Т. 93. № 5. С. 462–469.

7. Постановление Правительства РФ от 10 июня 2023 г. № 964 «Об утверждении Правил установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, а также по группам научных специальностей и (или) научным специальностям для обучения по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».

8. Здравоохранение в России. 2018–2022 [Электронный ресурс] // Росстат: Федеральная служба государственной статистики / URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13218

9. Официальная статистика. Рынок труда, занятость и заработная плата. Трудовые ресурсы. Соответствие работы трудоустроенных выпускников 2017–2019 гг. выпуска специальности, полученной в образовательной организации высшего образования [Электронный ресурс] // Росстат: Федеральная служба государственной статистики / URL : https://rosstat.gov.ru/labour_force

10. На севере Свердловской области подвели итоги проекта «Медицина Севера. Наставничество» // https://minzdrav.gov.ru/regional_news/17933-na-severe-sverdlovskoy-oblastipodveli-itogi-proekta-meditsina-severa-nastavnichestvo

11. В Свердловской области создан проект о династиях врачей // https://oblgazeta.ru/ society/medicine/2024/06/53658/

В соответствии с Указом Президента РФ от 6.06.2019 № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» одной из основных проблем в сфере кадрового обеспечения здравоохранения субъектов РФ остается дефицит некоторых категорий врачей (анестезиологов-реаниматологов, рентгенологов, онкологов (включая детских), фтизиатров, психиатров, патологоанатомов, а также врачей, работающих в амбулаторно-поликлинических организациях (при их избытке в стационарах). Одним из решений данной проблемы видится установление дополнительных гарантий и мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам.

В соответствии с ч. 2 ст. 72 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Таким образом, установление дополнительных гарантий и мер социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам обусловлено предметом совместного ведения РФ, субъектов РФ и муниципальных образований (статья 71 Конституции Российской Федерации), а федеральные округа, в свою очередь, не наделены полномочиями по данному вопросу.

Региональные программы обеспечения здравоохранения профессиональными кадрами разрабатываются субъектами Российской Федерации во исполнение следующих нормативных актов: Указ Президента от 7.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Указ Президента от 7.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», а также Распоряжение Правительства от 7.05.2012 № 614-р «О комплексе мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 года», Указ Президента РФ от 7.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Указ Президента РФ от 6.06.2019 № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года», Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Приказ Минздрава РФ от 2.06.2016 № 334н «Об утверждении положения об аккредитации специалистов» с 2016 года, Приказ Минздрава РФ от 22.11.2021 № 1081н «Об утверждении положения об аккредитации специалистов».

Для Цитирования:
Щербакова Олеся Васильевна, Региональная специфика государственных программ развития здравоохранения в части установления дополнительных гарантий и мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам. Вопросы трудового права. 2025;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: