По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 327 DOI:10.33920/vne-01-2404-07

Региональная безопасность и роль региональных игроков

Мозлоев Асламбек Тотырбекович кандидат исторических наук, доцент кафедры восточных языков, ФГБОУ ВО «Дипломатическая академия МИД России», 119021, Россия, г. Москва, ул. Остоженка, 53/2, стр. 1, E-mail: amozloev@mail.ru
Галимзянова Альбина Каримовна старший преподаватель кафедры восточных языков, ФГБОУ ВО «Дипломатическая академия МИД России», 119021, Россия, г. Москва, ул. Остоженка, 53/2, стр. 1, E-mail: Galaktika735@mail.ru, ORCID: 0000–0003–2094–5098

В статье рассматриваются важность и необходимость создания новой международной организации, призванной взять на себя роль по обеспечению региональной безопасности. В качестве возможного варианта рассматривается Астанинский процесс по урегулированию Сирийского кризиса, который был создан при участии России, Ирана и Турции. Тем самым страны продемонстрировали возможность взять на себя ответственность по обеспечению региональной безопасности в зоне конфликта. Россия, Иран и Турция смогли выработать конкретные пути урегулирования этой кризисной ситуации. Используя опыт Астанинского формата, такие крупные игроки, как Россия, Турция и Иран, могли бы найти способы решения и других международных проблем. И здесь к ним может присоединиться еще одна влиятельная мировая держава — Китай. Именно от этих государств будет зависеть прочность новой архитектуры международной безопасности. Китай уже давно играет важную роль в поддержании мировой стабильности. И здесь можно отметить особую роль посреднической дипломатии, которая в последнее время стала самой яркой визитной карточкой китайской дипломатии. Так, в марте 2023 г. при участии Китая состоялось историческое примирение Саудовской Аравии и Ирана. В свете недавней эскалации палестино-израильского конфликта Китай опубликовал позиционный документ по политическому урегулированию данного кризиса. В документе предложены рекомендации по решению проблемы, а именно полное прекращение военных действий, защита гражданского населения, обеспечение гуманитарной помощи, усиление дипломатического посредничества и поиск политического урегулирования. Авторы приходят к выводу, что с учетом наработанного опыта по поиску путей решения острых региональных конфликтов, и, объединив усилия, Россия, Китай, Иран и Турция способны создать международную структуру по урегулированию кризисных ситуаций, которая станет гарантом по обеспечению международной безопасности и стабильности.

Литература:

1. Винокуров В. И. От однополярного к многополярному миру: теоретическое обоснование неизбежности трансформации мирового порядка//Дипломатическая служба. — 2023. — № 1. — С. 43–52.

2. Винокуров В. И. Защита традиционных ценностей и проблемы национальной безопасности//Дипломатическая служба. — 2021. — № 6. — С. 518–527.

3. Галимзянова А. К. Отношения России и Китая в условиях формирования нового мирового порядка//Дипломатическая служба. — 2024. — № 1. — С. 34–41.

4. Галимзянова А. К. Особенности политического лидерства: Си Цзиньпин и Ангела Меркель//Проблемы Дальнего Востока. — 2019. — № 1. — С. 91–97.

5. Мозлоев А. Т., Галимзянова А. К. Китай и Турция в современных реалиях//Восточный альманах. — М.: Квант Медиа, 2023. — № 7. — С. 33–41.

6. Мозлоев А. Т. Россия, Турция и Иран: на пути к координации общих усилий и, возможно, к союзу//Восточный альманах. — М.: Квант Медиа, 2019. — № 3. — С. 67–74.

7. Потапов Ю. Б. Иран и Шанхайская организация сотрудничества: перспективы и проблемы взаимодействия//Восточный альманах. — М.: Квант Медиа, 2022. — № 6. — С. 41–52.

8. Троянский М. Г., Карпович О. Г. Многополярность формируется в реальном мире//Международная жизнь. — 2020. — № 8. — С. 1–13.

9. Тутаева Н. И., Коптелова И. Е., Гусарова Н. Г. Перспективы решения проблемы продовольственного обеспечения в мире в свете антироссийских санкций//Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. — 2023. — № 1 (35). — С. 55–68.

10. 全球安全倡议引领中国周边安全共同体建设. — URL: https://www.xuexi. cn/lgpage/detail/index.html?id=11187957736768784194&item_id=11187957736768784194&_x_tr_ sl=zh-CN&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=sc (дата обращения: 15.01.2024).

11. 王毅:中国愿做应对热点问题的稳定力量. — URL: https://www.mfa.gov. cn/web/wjdt_674879/gjldrhd_674881/202402/t20240218_11246136.shtml (дата обращения: 18.02.2024).

12. 中国关于解决巴以冲突的立场文件. — URL: https://www.mfa.gov.cn/wjbxw_ new/202311/t20231129_11189399.shtml (дата обращения: 30.11.2023).

1. Vinokurov V. I. Ot odnopolyarnogo k mnogopolyarnomu miru: teoreticheskoe obosnovanie neizbezhnosti transformacii mirovogo poryadka [From a unipolar to a multipolar world: theoretical justification of the inevitability of the transformation of the world order]//Diplomaticheskaya sluzhba [Diplomatic service]. 2023. № 1. S. 43–52. (in Russ)

2. Vinokurov V. I. Zashchita tradicionnyh cennostej i problemy nacional'noj bezopasnosti [Protection of traditional values and national security issues]//Diplomaticheskaya sluzhba [Diplomatic service]. 2021. № 6. S. 518–527. (in Russ)

3. Galimzyanova A. K. Otnosheniya Rossii i Kitaya v usloviyah formirovaniya novogo mirovogo poryadka [Relations between Russia and China in the context of the formation of a new world order]//Diplomaticheskaya sluzhba [Diplomatic service]. 2024. № 1. S. 34–41. (in Russ)

4. Galimzyanova A. K. Osobennosti politicheskogo liderstva: Si Czin'pin i Angela Merkel' [Political leadership features: Xi Jinping and Angela Merkel]//Problemy Dal'nego Vostoka [Far Eastern Studies]. 2019. № 1. S. 91–97. (in Russ)

5. Mozloev A. T., Galimzyanova A. K. Kitaj i Turciya v sovremennyh realiyah [China and Türkiye in modern realities]//Vostochnyj al'manah [Oriental almanac]. M.: Kvant Media. 2023. № 7. S. 33–41. (in Russ)

6. Mozloev A. T. Rossiya, Turciya i Iran: na puti k koordinacii obshchih usilij i, vozmozhno, k soyuzu [Russia, Türkiye and Iran: on the way to coordinating common efforts and possibly towards an union]//Vostochnyj al'manah [Oriental almanac]. M.: Kvant Media. 2019. № 3. S. 67–74. (in Russ)

7. Potapov YU. B. Iran i SHanhajskaya organizaciya sotrudnichestva: perspektivy i problemy vzaimodejstviya [Iran and the Shanghai cooperation organization: problems and prospects of interaction]//Vostochnyj al'manah [Oriental almanac]. M.: Kvant Media. 2022. № 6. S. 41–52. (in Russ)

8. Troyanskij M. G., Karpovich O. G. Mnogopolyarnost' formiruetsya v real'nom mire [Multipolarity is being formed in the real world]//Mezhdunarodnaya zhizn' [International Affairs]. 2020. № 8. S. 1–13. (in Russ)

9. Tutaeva N. I., Koptelova I. E., Gusarova N. G. Perspektivy resheniya problemy prodovol'stvennogo obespecheniya v mire v svete antirossijskih sankcij [The perspectives of solving the problem of food security in the world in the light of anti-russian sanctions]//Vestnik Diplomaticheskoj akademii MID Rossii. Rossiya i mir [The Herald of the Diplomatic Academy of the MFA of Russia. Russia and the World]. 2023. № 1 (35). S. 55–68. (in Russ)

10. Quanqiu anquan changyi yinling Zhongguo zhoubian anquan gongtongti jianshe [全球安全倡 议引领中国周边安全共同体建设]. — URL: https://www.xuexi.cn/lgpage/detail/index.html?id=11187 957736768784194&item_id=11187957736768784194&_x_tr_sl=zh-CN&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_ tr_pto=sc (accessed: 15.01.2024) (in Chin)

11. Wang Yi: Zhongguo yuan zuo ying dui redian wenti de wending liliang [王毅: 中国愿做应对热点问题的稳定力量]. — URL: https://www.mfa.gov.cn/web/wjdt_674879/ gjldrhd_674881/202402/t20240218_11246136.shtml (accessed: 18.02.2024) (in Chin)

12. Zhongguo guanyu jiejue bayi chongtu de lichang wenjian [中国关于解决巴以冲突的立场 文件]. — URL: https://www.mfa.gov.cn/wjbxw_new/202311/t20231129_11189399.shtml (accessed: 30.11.2023) (in Chin)

В современных условиях мы являемся свидетелями того, что прежние международные организации, призванные гарантировать мир от скатывания к всеобщему вооруженному конфликту, уже не в состоянии эффективно выполнять поставленные при их создании задачи. А раз так, то задача обеспечения безопасности в отдельных регионах, а стало быть, и в целом мире становится приоритетной для региональных игроков. И обеспечение безопасности является прямой задачей этих стран.

Осознание такими странами своей ответственности за собственную безопасность на региональном уровне может свидетельствовать о политической зрелости политического руководства этих стран [4]. Глобальная безопасность в таких условиях с трудом, на наш взгляд, может быть обеспечена на всеобщем уровне. В обстановке, когда институты глобального управления сегодня в значительной степени оказались парализованы с точки зрения исполнения своих функциональных предназначений (ООН и ее институты, общеевропейские институты управления (ОБСЕ) и пр.), на первый план выходят возможности и инициативы региональных игроков. Обеспечение региональной безопасности в географической зоне Большой Евразии, думается, может быть гарантировано активной ролью таких стран, как Китайская Народная Республика (КНР), Российская Федерация (РФ), Турция, Иран и т. д., которые могут создать присущие им, с учетом их регионального веса, альтернативные институты обеспечения этой безопасности.

Следует сказать, что это не такая простая задача, ибо одномоментное осознание этой необходимости возможно только тогда, когда национальные интересы региональных стран могут быть взаимодополняемы или могут быть параллельны. Стало быть, институты согласования национальных интересов могут начать действовать исключительно на региональном уровне, когда возможно с учетом относительной идентичности этих интересов выработать единые подходы к обеспечению региональной, а значит и собственной безопасности. В качестве конкретного примера можно привести Россию, Турцию и Иран, которые не только дали старт деятельности такого института, как Астанинский процесс по урегулированию Сирийского кризиса [5, 6], но и продемонстрировали возможность активных региональных игроков, которые взяли судьбу региональной безопасности в свои руки, выработать конкретные пути урегулирования этой международной кризисной ситуации. Институт Астаны может стать примером для урегулирования иных острых региональных и международных проблем [1, 2, 8, 9]. Здесь важно иметь в виду не саму схему разрешения Сирийского кризиса, а методику, которой руководствовались участники Астанинского процесса.

Для Цитирования:
Мозлоев Асламбек Тотырбекович, Галимзянова Альбина Каримовна, Региональная безопасность и роль региональных игроков. Дипломатическая служба. 2024;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: