В проведенном нами исследовании мы попытались понять, в каком направлении должна реформироваться служба. Крайне важен для нас региональный сегмент рынка труда, ведь именно к нему мы должны адаптировать наши подходы, услуги и регламенты. Фактически мы поставили вопрос: какой хочет видеть службу занятости население Свердловской области?
Исследование, проводившееся по всей территории Свердловской области, затрагивало два аспекта — ревизия востребованности блока существующих государственных услуг среди основных целевых клиентских групп, равно как и анализ удовлетворенности клиентов, а также понимание основных принципов, на которых должна строиться работа службы занятости населения после реформы.
В качестве целевых клиентских групп были выбраны безработные (категории А и Б по результатам профилирования), работодатели, граждане, испытывающие трудности в поиске работы (инвалиды по зрению), выпускники.
При участии экспертов Ассоциации карьерных консультантов Урала нами был сформулирован свод из 10 принципов, которые должны определять деятельность СЗН.
Респондентам было предложено два раза выполнить ранжирование принципов на основании попарных сравнений. В процессе первого ранжирования респонденту предлагалось ответить на вопрос: какие принципы наиболее выражены в работе службы занятости в данный момент? Во втором — какие принципы должны быть выражены сильнее в работе обновленной службы занятости? Результат — ответ на главный вопрос: какой видят службу занятости население «в будущем»?
Опрос показал, что запрос на услуги службы занятости среди граждан зависит как от их категории (возраста, социального статуса), так и от территории проживания. Особо из массива опрошенных граждан выделяются ответы выпускников и инвалидов.
По мнению граждан, к наиболее востребованным услугам, предлагаемым центрами занятости, относятся:
— выплата пособия по безработице;
— информирование о вакансиях;
— помощь в определении профессии для обучения;
— организация ярмарок вакансий.
Выпускники в первую очередь отметили востребованность услуги по информированию о вакансиях, а лишь потом выплату пособия по безработице.
Отвечая на вопрос о перспективных услугах, которые должны предоставляться центрами занятости, в первую очередь граждане отмечают необходимость внедрения электронных услуг и сервисов:
— получение информации об образовательных программах и образовательных организациях для переподготовки или повышения квалификации;
— получение актуальной информации на гаджет о мероприятиях, связанных с развитием рынка труда, подборе и найме работников, о мероприятиях по формированию умений и навыков для поиска работы;
— онлайн-консультации по поиску дистанционной занятости, удаленной работы, законодательству о занятости и трудовому праву.
В топ перспективных услуг граждане также отнесли раннюю профессиональную ориентацию для подростков. Данный запрос, хотя и приводит к конкуренции с учреждениями образования, свидетельствует о том, что услуга должна быть представлена в пакете услуг в службе занятости населения.
Нормативное закрепление на федеральном уровне координирующей роли службы занятости населения в профориентационной деятельности позволит через работу с детьми вовлекать в орбиту интересов службы занятости граждан всех возрастов.
Инвалиды в число первоочередных перспективных услуг ставят сопровождаемое трудоустройство гражданина.
Что касается работодателей, то подбор необходимых работников априори является одной из самых востребованных услуг службы занятости. В отношении остальных услуг взгляд работодателей на популярность отличается в зависимости от вида населенного пункта проживания.
Работодатели, отвечая на вопрос о перспективности услуг службы занятости, отметили необходимость предоставления таких услуг, как организация обучения граждан для удовлетворения актуальной кадровой потребности предприятия, отбор кандидатов из числа студентов предвыпускных и выпускных курсов техникумов, колледжей, образовательных организаций высшего образования для трудоустройства в организации, а также содействие в организации стажировки выпускников.
Опрос граждан
Около половины работодателей видят роль службы занятости в содействии в разработке бизнес-проекта (с учетом рынка труда), формировании позитивного имиджа, бренда организации, содействии формированию кадрового резерва организаций, кадровом прогнозировании для обеспечения производств.
Необходимость предоставления центрами занятости таких услуг, как аутсорсинг кадрового делопроизводства, ассесмент персонала, отметили только треть работодателей.
По мнению граждан и большинства работодателей, базовыми принципами, на основе которых функционирует служба занятости, являются результативность, доброжелательность, профессионализм. Вместе с тем работодатели Екатеринбурга считают, что основными принципами, которыми руководствуется служба занятости сегодня, являются доступность, адресность и открытость.
В будущем клиенты центров занятости видят службу результативной и профессиональной.
Определяя направления развития службы занятости, необходимо обратить внимание на изменение запросов граждан и работодателей (дельта «завтра-сегодня»).
У работодателей ярко выражены сдвиги интересов в сторону таких принципов, как инновационность, результативность, проактивность, а также профессионализм. Иными словами, бизнес-сообщество испытывает острую потребность в том, чтобы специалист службы занятости погружался в его ситуацию, подходил к решению проблемы неформально.
Рис. Модернизация службы занятости по мнению работодателей (дельта «завтра-сегодня» в зависимости от территории)
У граждан наряду с указанными выше принципами повышается спрос на адресность службы занятости. В связи с этим необходимо идентифицировать потребности целевых групп, индивидуализировать пакеты услуг под характерные клиентские группы с учетом особенностей территории.
Несмотря на то что доброжелательность сотрудников службы занятости, по оценке граждан, должна сохраниться в будущем, спрос на указанный принцип уменьшился в разы по сравнению с другими принципами. Такие принципы, как открытость, простота и доступность, по результатам опроса, тоже не востребованы среди граждан.
Стоит отметить также разброс данных в оценке принципов работы службы занятости в зависимости от территории проживания граждан и местонахождения организаций (особенно отличия наблюдаются у граждан).
У жителей мегаполиса преобладает запрос на доброжелательность, адресность и открытость службы занятости; в крупных городах — на проактивность, инновационность и адресность; в небольших городах — на результативность и инновационность службы занятости; в сельской местности — на инновационность и проактивность предоставления услуг.
Результаты опроса подтверждают гипотезу, что граждане в зависимости от территории проживания нуждаются в индивидуализированном подходе. Соответственно, при работе с гражданами необходимо быть более гибкими.
У работодателей более выраженный, чем у граждан, запрос на результативность, инновационность и проактивность службы занятости.
Кардинальный сдвиг наблюдается в мегаполисе. Работодатели ассоциируют модернизированную службу как социальную структуру, руководствующуюся такими принципами, как результативность, инновационность, проактивность и профессионализм (в иных городах спрос на данные принципы работы также вырос, но рост менее выражен). Адресность, открытость и простота/доступность не являются приоритетными, по мнению работодателей Екатеринбурга.
В сельской местности, наоборот, помимо проактивности службы занятости, увеличился запрос на адресность и гибкость/адаптивность. Существенные различия во взглядах работодателей мегаполиса и села также свидетельствуют о необходимости применения индивидуализированного подхода в работе с организациями.
Необходимо вести постоянную работу по идентификации клиентских групп, уточнению их потребностей, ранжировать обращаемость в зависимости от клиентской группы, учитывать модель рынка труда — все это в итоге приведет к росту удовлетворенности клиента.
Настоятельно диктуется временем необходимость сформировать новую систему показателей или отчетности для всей вертикали службы занятости населения, от федеральных органов исполнительной власти до центров занятости в муниципалитетах, а также ввести региональный компонент активной политики при сохранении объема ассигнований субъекта на данное направление.
Фактически это означает сохранение минимума показателей, которые устанавливает Федерация. Изменения позволят перейти от модели СЗН «администратор рынка труда» к модели «регулятор рынка труда».
Всем понятно, что реализация социального компонента в деятельности службы занятости на местах объективно носит сейчас характер постреагирования: служба занятости работает с социальными последствиями негативных экономических процессов, фактически выполняя роль «социального буфера». Это положение необходимо пересмотреть.
Необходимо предусмотреть переход от мероприятий по информированию в госпрограммах к постоянно нарастающей социальной рекламе, которая бы формировала потребности и рекламировала способы их удовлетворения через СЗН, связывала в сознании граждан социальные лифты и обращение в СЗН. И делать это надо на федеральном уровне, с привлечением ведущих рекламных агентств страны — реклама должна быть понятной и профессиональной.
Следующие шаги — связать решение проблем с каналами, по которым можно обращаться в СЗН, обеспечить их максимальную вариативность и доступность, пересмотреть перечень мер социальной поддержки, реализуемый СЗН, по образцу Франции (фактически ввести компенсацию расходов/затрат, связанных с поиском работы), равно как и оптимизировать систему контроля за расходованием этих средств, узаконить (нормативно закрепить) координирующую роль СЗН в профориентационной деятельности для граждан всех возрастов на уровне РФ. Это позволит через работу с детьми вовлекать в орбиту интересов СЗН взрослое население.
Перед нами стоят также следующие ключевые задачи:
— Индивидуализировать пакеты услуг под характерные клиентские группы в каждом субъекте РФ.
— Отделить наличие/отсутствие статуса безработного от предоставления иных социальных услуг и выплат, так как отдельные категории граждан регистрируются в качестве безработных не для содействия их занятости (трудоустройство, переобучение), а для оформления субсидии по коммунальным платежам, выплаты иных пособий и т. п. Внести изменение в пенсионное законодательство по сохранению льгот работающим инвалидам.
— Предусмотреть во взаимодействии с образовательными организациями стажировку выпускников-инвалидов с возмещением работодателям затрат на выплату заработной платы.
— Укоренить практику закрепления за безработным одного специалиста СЗН, который его ведет от этапа обращения в службу занятости и до его трудоустройства (включая профилирование на этапе обращения, профориентирование и переобучение).
Услуги службы занятости будут интересны (естественно, и по отношению к сотрудникам), если они будут носить не номинальный, а осязаемый характер. Работодатель несет в службу занятости вакансии, которые комплектуются низкоквалифицированными кадрами либо длительное время вообще не комплектуются, а «интеллектуальные вакансии» «уходят» на комплектование в кадровые агентства. Вариант решения — предусмотреть в Законе о занятости штрафные санкции работодателям за поданные вакансии не в полном объеме согласно их потребности.
Полагаю, что вопросы, освещенные в статье, актуальны далеко не только для Свердловской области. Коллеги из других субъектов РФ могут принять участие в нашем опросе или провести его в своем регионе.
Надеюсь, наши разработки окажутся полезными!
Опрос работодателей
Анкеты для граждан и работодателей
Полная версия статьи, включая методические исследования