По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.014 + 338.516

Реформа российского образования и судьба высшей школы*

С.С. Демцура канд. пед. наук, доцент кафедры экономики, управления и права, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Профессионально-педагогический институт, г. Челябинск

Автор статьи, ссылаясь на нормативные акты, регламентирующие деятельность образования, проводит аналитический обзор изменений современного высшего российского образования, уделяя наибольшее внимание описанию коммерциализации высшего образования. В статье рассмотрены такие особенности реформы высшего образования, как внедрение трехуровневой системы высшего образования в университетах, актуализация образовательных стандартов, придание статусов вузам, появление мониторинга эффективности деятельности вузов, реализация программ сетевого взаимодействия и влияние этих особенностей на развитие высшей школы. Рассматривая основные проблемы современных вузов и их воздействие на субъектов, принимающих непосредственное участие в образовательном процессе, автор выявляет специфику образования, состоящую в сложности оценки его качества. Качество образования значимо как для его потребителя, так и для социума.

Литература:

1. Власова Е.С., Власов А.С., Демцура С.С. Сектор образовательных услуг как основа экономики знания // Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности: сборник статей Международной научно-практической конференции. — Уфа: Аэтерна, 2016.

2. Дмитриева Е.Ю., Полуянова Л.А. Особенности деятельности куратора академической группы педагогического вуза в условиях модернизации образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2017. — Т. 6. — № 1 (18).

3. Загребин С.С. Культурологические аспекты развития профессионального образования // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — Т. 12. — № 4.

4. Загребин С.С. Современные проблемы «модернизации» отечественного образования: полемические заметки // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 3(11).

5. Маркетинговая деятельность учреждения профессионального образования: коллективная монография / под ред. А.А. Саламатова. — Челябинск: ЧГПУ, 2012.

6. Рябчук П.Г., Демцура С.С., Гордеева Д.С. Восприятие и оценивание цен на образовательные услуги // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2017. — Т. 6. — № 1 (18).

7. Современный финансовый инструментарий: теория и практика: монография / под ред. Ю.В. Бутриной, В.Н. Тишиной. — Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014.

В настоящее время государство ориентируется на инновационный путь развития, на поступательный рост экономики, на передовое развитие науки и технологий, способных вывести страну в лидеры мирового экономического и политического сообщества. В этих условиях с особой остротой встает проблема субъектов социально-экономического пространства [3, с. 9]. Сфера образования является наиболее консервативным сегментом социума, поскольку оперирует с традицией как основой общественных отношений. Поэтому любые реформы в сфере образования всегда продвигаются медленно и вызывают внутреннее сопротивление субъектов образовательного процесса [4, с. 91].

Данная статья посвящена анализу особенностей развития российского образования и описанию одной из них — коммерциализации высшего образования. Целью статьи является аналитический обзор современных тенденций развития рынка образовательных услуг и образования в России.

В настоящее время современное образование характеризуется новыми тенденциями. Проходящая реформа имеет следующие особенности. Появилась и развивается трехуровневая система в вузах страны (в соответствии со статьей 10 п. 5 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 01.05.2017) выделяют следующие уровни высшего образования: бакалавриат; специалитет, магистратура; подготовка кадров высшей квалификации), появились новые форматы образования, произошел переход на новые образовательные технологии. Происходит актуализация ФГОС высшего образования с целью приведения их в соответствие с требованиями действующего законодательства и профессиональных стандартов. Отметим, что на данный момент утверждены 154 актуализированных ФГОС высшего образования. При этом 204 проекта ФГОС прошли экспертизу соответствующих советов по профессиональным квалификациям. Появился перечень вузов, имеющих статус «федеральный университет» и «национальный исследовательский университет».

Рынок образовательных услуг — это важный элемент рыночной экономики. Ведь вне рынка образовательных услуг нельзя осуществить образовательную политику в современных социально-экономических условиях [1]. На сегодняшний день рынок образовательных услуг выступает приоритетной народнохозяйственной сферой.

Для Цитирования:
С.С. Демцура, Реформа российского образования и судьба высшей школы*. Юрист ВУЗа. 2019;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: