После завершения в России периода нестабильности и постепенного перехода к упорядочению государственного управления было начато проведение административной реформы, которая предполагает, что в результате трансформации подвергнется система управления в государстве на всех уровнях, система государственных органов, а также изменится нормативная основа функционирования публичной власти за счет ее совершенствования.
Трансформация органов публичной власти затронула все ветви и местную власть. Не углубляясь в анализ всех произошедших изменений, следует выделить упразднение Высшего Арбитражного Суда РФ в 2014 г., изменение подхода к назначению генерального прокурора и иных прокуроров, а также ограничение полномочий Генерального прокурора РФ (Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ [1]). Изменения применительно к органам прокуратуры связаны с тем, что изменился порядок назначения Генерального прокурора РФ. Если ранее полномочия в данной части присутствовали у Совета Федераций, а у главы государства — право представления кандидатуры для утверждения, то после внесения изменений решение о назначении как Генерального прокурора РФ, так и его заместителей — это исключительная прерогатива главы государства, за Советом Федерации сохранена консультативная функция. Дополнительно были пересмотрены нормы закона о рассмотрении дел с участием присяжных заседателей.
Однако как наиболее значимые изменения, связанные с реформой организационных основ публичной власти, следует выделить изменение положений Основного закона в 2020 г. (Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ [2]), ориентированные на решение ряда задач, в том числе закрепления единой системы публичной власти, предполагающей построение эффективного взаимодействия между органами государственной и местной власти. Кроме того, следует отметить, что на уровне основного закона были закреплены требования к лицам, претендующим на замещение ряда должностей государственной службы.
Наиболее дискуссионными в свете реформы стали вопросы относительно изменения подхода к определению местного самоуправления в системе публичной власти и построению взаимодействия государственной власти с местной. Ранее существовавший подход, согласно которому органы местного самоуправления были формально отделены от государственного управления, обладали независимостью в решении вопросов местного уровня, претерпел определенные изменения.