По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 342 DOI:10.33920/nik-02-2301-09

Реформа организации публичной власти в РФ в контексте закономерностей развития конституционного строя РФ

Фадеев Антон Георгиевич магистрант юридического факультета Московского гуманитарного университета, 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, эл. адрес: onton2009@yandex.ru

В статье анализируется проводимая в России реформа публичной власти. В процессе данной реформы, которая проводится в последние годы, было осуществлено изменение законодательства, кардинально пересмотрены подходы к организации публичной власти, как государственной, так и местной. По результатам исследования сделан вывод о том, что произошедшие изменения способствуют совершенствованию механизма государственного управления.

Литература:

1. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. — URL: http://www.pravo.gov.ru.

2. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. — URL: http://www.pravo.gov.ru.

3. Иванова М.А. (2021) Взаимодействие органов публичной власти государственного и муниципального уровней: перспективы нормативного регулирования // Балтийский гуманитарный журнал. — 2021. — Т. 10. — № 4 (37). — С. 357– 360.

1. Zakon RF o popravke k Konstitutsii RF ot 05.02.2014 № 2-FKZ «O Verkhovnom Sude Rossiyskoy Federatsii i prokurature Rossiyskoy Federatsii» // Ofitsial'nyy internetportal pravovoy informatsii [Elektronnyy resurs]. — URL: http://www.pravo.gov.ru.

2. Zakon RF o popravke k Konstitutsii RF ot 14.03.2020 № 1-FKZ «O sovershenstvovanii regulirovaniya otdel'nykh voprosov organizatsii i funktsionirovaniya publichnoy vlasti» // Ofitsial'nyy internet-portal pravovoy informatsii [Elektronnyy resurs]. — URL: http://www.pravo.gov.ru.

3. Ivanova M.A. (2021) Vzaimodeystviye organov publichnoy vlasti gosudarstvennogo i munitsipal'nogo urovney: perspektivy normativnogo regulirovaniya // Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal. — 2021. — T. 10. — № 4 (37). — S. 357–360.

После завершения в России периода нестабильности и постепенного перехода к упорядочению государственного управления было начато проведение административной реформы, которая предполагает, что в результате трансформации подвергнется система управления в государстве на всех уровнях, система государственных органов, а также изменится нормативная основа функционирования публичной власти за счет ее совершенствования.

Трансформация органов публичной власти затронула все ветви и местную власть. Не углубляясь в анализ всех произошедших изменений, следует выделить упразднение Высшего Арбитражного Суда РФ в 2014 г., изменение подхода к назначению генерального прокурора и иных прокуроров, а также ограничение полномочий Генерального прокурора РФ (Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ [1]). Изменения применительно к органам прокуратуры связаны с тем, что изменился порядок назначения Генерального прокурора РФ. Если ранее полномочия в данной части присутствовали у Совета Федераций, а у главы государства — право представления кандидатуры для утверждения, то после внесения изменений решение о назначении как Генерального прокурора РФ, так и его заместителей — это исключительная прерогатива главы государства, за Советом Федерации сохранена консультативная функция. Дополнительно были пересмотрены нормы закона о рассмотрении дел с участием присяжных заседателей.

Однако как наиболее значимые изменения, связанные с реформой организационных основ публичной власти, следует выделить изменение положений Основного закона в 2020 г. (Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ [2]), ориентированные на решение ряда задач, в том числе закрепления единой системы публичной власти, предполагающей построение эффективного взаимодействия между органами государственной и местной власти. Кроме того, следует отметить, что на уровне основного закона были закреплены требования к лицам, претендующим на замещение ряда должностей государственной службы.

Наиболее дискуссионными в свете реформы стали вопросы относительно изменения подхода к определению местного самоуправления в системе публичной власти и построению взаимодействия государственной власти с местной. Ранее существовавший подход, согласно которому органы местного самоуправления были формально отделены от государственного управления, обладали независимостью в решении вопросов местного уровня, претерпел определенные изменения.

Для Цитирования:
Фадеев Антон Георгиевич, Реформа организации публичной власти в РФ в контексте закономерностей развития конституционного строя РФ. Ученый совет. 2023;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: