По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Редкая профессия на ЖД — дежурный стрелочного поста

«Во всем виноват стрелочник», «Ты что? Стрелочник?» — знакомые фразы? Думаю, что многие слышали их еще в давние времена, но мало кто задумывался о том, кто же такой стрелочник на самом деле? Сегодня речь пойдет об одной из редких профессий на железной дороге — дежурный стрелочного поста.

В давние времена, стрелочникам предписывалось встречать поезда подобным образом: звуковой сигнал из рожка, развернутый желтый флажок,. Да и сейчас такие требования хоть и прописаны в действующей инструкции, но мало кто соблюдает их в полной мере. Основная масса стрелочников состояла их женщин. Мужчины, как правило, трудились машинистами или составителями (кондукторами) поездов. Фото из свободных источников.

С появлением первых железных дорог потребность в регулировании движения поездов кратно возрастала, благодаря развитию технического прогресса. Еще в XIX веке перевод стрелочного перевода осуществляли вручную так называемые стрелочники, они же дежурные по стрелочному посту (увы, но старое название этой профессии не нашел). Тогда еще не изобрели ЭЦ (сокр. от электрическая централизация стрелок и сигналов). Стоит ли говорить о безопасности движения поездов в то время? Но прогресс не стоит на месте и с каждым десятилетием совершенствовались способы перевода стрелок без участия человека, но это уже отдельная статья.

В годы Великой Отечественной Войны стрелочники практически в любых условиях обеспечивали беспрепятственный пропуск военных эшелонов, под артобстрелами и бомбардировками готовили маршруты и устраняли неисправности стрелочных переводов. От слаженной и четкой работы железнодорожников зависело достаточно много: один или два вовремя недошедших состава с техникой, солдатами, боеприпасами, топливом, продовольствием равны были срыву наступательной или оборонительной операции. Не редки были случае, когда железнодорожники в прифронтовых участках обороняли свою станцию с воздуха. Фото из свободных источников

Дежурный стрелочного поста — кто это и каковы его обязанности?

Если говорить человеческим языком, то это специально обученный человек, который готовит маршруты приема и отправления поездов, а так же производит закрепление и раскрепление подвижного состава, обслуживает нецентрализованный стрелочный перевод в рамках своей компетенции, проверяет целостность подвижного состава «по хвосту» и докладывает дежурному по станции о результатах проверки.

Для Цитирования:
Редкая профессия на ЖД — дежурный стрелочного поста. Железнодорожник. 2024;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: