По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

Реализация требований профессиональных стандартов педагогических и управленческих кадров как фактор перехода к эффективному контракту в вузе

С.А. Иванов д-р техн. наук, профессор, Забайкальский государственный университет, г. Чита

Развитие конкуренции на рынке образования, повышение требований к качеству образования со стороны рынка труда предъявляют новые требования к управлению персоналом в образовательной организации в условиях реализации требований профессиональных стандартов, исходя из различения академической, профессиональной, профессиональнопедагогической и управленческой квалификации. Профессиональные квалификации, описывающие различные уровни взаимодействия системы профессионального образования с рынком труда, определяют обобщенные требования к человеческим ресурсам, дают ориентир образовательных траекторий подготовки профессиональных кадров.

Литература:

1. Дугарова Д.Ц., Старостина С.Е. Управленческие решения по повышению качества образовательных программ вуза в условиях сопряжения сферы образования и сферы труда // Ученые записки ЗабГУ. Сер. Профессиональное образование. – 2015. – № 6.

2. Похолков Ю.П., Пушных В.А., Герасимов С. И. Аккредитация образовательных программ – основа качества инженерного образования // Качество образования. – 2011. – № 7–8.

3. Bergan S. Qualifi cations – Introduction to a concept. Strasbourg: Council of Europe Publishing, 2007.

4. Higher education outcomes assessment for the twenty-fi rst century / ed. by Peter Hernon, Robert E. Dugan, Candy Schwartz. Libraries Unlimited (an Imprint of ABC-CLIO, LLC), 2013.

5. Higher education policy. An international comparative perspective / ed. by L. Goedegebuure, F. Kaiser, P. Maassen, L. Meek, F. van Vught, E. de Weert // Pergamon Press, 2013.

6. The concept of Excellence in higher education / M. Brusoni, R. Damian, J. Griff ol Sauri, S. Jackson, H. Komurcugil, M. Malmedy, O. Matveeva, G. Motova, S. Pisarz, P. Pol, A. Rostlund, E. Soboleva, O. Tavares, L. Zobel // ENQA occasional paper. Brussels, 2014.

7. Zou Y. Quality of higher education: organizational and educational perspectives. A study in the Chinese context. River Publishers, 2013.

Источники:

8. Ассоциация юристов России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http// www.alrf.ru/blog/html5-blank/blazheevviktor-vladimirovich.

9. Национальный центр профессионально-общественной аккредитации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.ncpa.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id =412&lang=ru.

10. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.base.garant. ru/70170950/#help.

11. Ian Miles. Methods in Technology Foresight UNIDO Regional Initiative on Technology Foresight Gebze (Turkey), 2007 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.vision.cer.uz/Data/lib/readings/ manuals_and_toolkits/DEV_FORESIGHT_ METHODS_EN_Nov2007.pdf .

12. Method for the Improvement of the Quality of Higher Education in Accordance with the EFQM Model [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www. enqa.eu.

13. Motova G., Pykko R. Russian Higher Education and European Standards of Quality AssuranceEuropean // Journal of Education. 2012. Vol. 47. P. 25–36 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.onlinelibrary.wiley.com /doi/10.1111/j.14653435.2011.01505.x/pdf.

14. Saritas O. Systemic Foresight Methodology // Forth International Seville Conference on Future-Oriented Technology Analysis [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.foresight.jrc.ec.europa. eu/fta.

15. The role of the European Association for Quality Assurance in Higher Education ENQA latest developme – PowerPoint PPT [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.translate.yandex. ru/?text.

16. The shift to learning outcomes. Policies and practices in Europe. Cedefop Reference series. Luxembourg: Offi ce for Offi cial Publications of the European Communities, 2009. 170 p. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.cedefop.europa.eu/EN/Files/3054_en.pdf.

17. Trends Shaping Education. Centre for Educational Research and Innovation. 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.oecd-ilibrary.org/education/ trends-shaping-education-2016_trends_ edu-2016-en.

Введение эффективного контракта в область образования продиктовано необходимостью изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности образования и науки. В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [10] Правительству РФ предписано обеспечить увеличение к 2018 г. средней заработной платы научно-педагогического работника образовательной организации высшего образования. Эффективный контракт представляет собой трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества государственных образовательных услуг, а также меры социальной поддержки.

Вместе с тем инструмент эффективного контракта может быть использован для того, чтобы выстроить единую систему требований к персоналу образовательной организации, вытекающую из требований к самой деятельности образовательной организации, определенной государственной политикой Российской Федерации в области образования, зафиксированной в законах, программах, стандартах, нормативноправовых внутривузовских документах. В случае, если эффективный контракт будет разрабатываться, исходя из реальных требований к качеству работы образовательной организации, которые будут транслированы в виде требований к должностным обязанностям, к качеству работы и к квалификации конкретных сотрудников, тексты трудовых договоров станут конкретными и нормативно доказуемыми, что облегчит управленческую работу в образовательной организации и будет работать на достижение ее целей.

Методологической базой перехода к эффективному контракту являются система дескрипторов, определяющая характеристики квалификации, которые составляют основу профессиональных стандартов, а также методы Форсайта (сценарный подход, экспертная панель, технологическое картирование), раскрывающие перспективные направления и технологии перехода высшего образования от текущего состояния к стадии развития. Реальные изменения при введении эффективного контракта возможны при готовности педагогических и управленческих кадров работать в контексте новой философии управления образовательными организациями, которая в большинстве стран предусматривает непрерывное образование, согласно концепции «образование в течение всей жизни». Процесс системного регулирования и стандартизации высшего образования в России является важной составляющей интернациональной гармонизации образовательных систем в условиях объективного процесса интеграции на новом качественном уровне всей системы мира хозяйственных связей [4]. Успешность интернациональной гармонизации образовательных систем на уровне отдельных стран и соответственно конкретных университетов зависит от следующего: реализации принятых на международном уровне общего понимания требований к качеству высшего образования и гарантий качества высшего образования, с которыми гармонизируются национальные образовательные стандарты и директивы [5; 6]; а также адаптации внутренних нормативно-правовых документов образовательной организации к критериям и требованиям, определенным стандартами, директивами, установленным как на международном уровне, так и национальном государственном [1; 13].

Для Цитирования:
С.А. Иванов, Реализация требований профессиональных стандартов педагогических и управленческих кадров как фактор перехода к эффективному контракту в вузе. Юрист ВУЗа. 2017;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: