Социально-экономические, политические и общекультурные изменения, происходящие в России, приводят к необходимости коррекции структуры и содержания всех форм и видов профессиональной социализации будущих специалистов. Одним из направлений организации педагогического процесса, способствующих формированию профессиональных и социальных компетенций, можно по праву считать внеурочную деятельность, в частности кружковую работу.
Кружок — это среда не только совместной деятельности, но и общения, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях осваиваемой сферы занятости. Кружок является наиболее распространенной, традиционной формой добровольного объединения обучающихся (рис. 1).
В учебном процессе все чаще используются интегрированные образовательные технологии. Идею объединения предметов анатомии и хирургии в один научный кружок мы позаимствовали из методики проведения бинарных уроков. Такая организация кружковой работы помогает в решении следующих задач:
• развивает сотрудничество педагогов;
• расширяется кругозор у учащихся и педагогов;
• интегрирует знания из разных областей медицины;
• создает условия для практического применения знаний, тем самым повышает мотивацию к изучению предметов;
• развивает у обучающихся навыки самообразования;
• развивает логическое мышление;
• обладает огромным воспитательным потенциалом;
• позволяет учащимся принимать решения в творческих ситуациях.
В отличие от бинарного урока кружок позволяет решить организационную проблему, когда предметы изучаются на разных курсах и их сложно объединить в одно занятие.
Одним из направлений деятельности кружка является научно-исследовательская работа. Научное руководство осуществляется преподавателями анатомии и хирургии. Темы для проведения исследования студенты выбирают самостоятельно, в зависимости от их интересов в той или иной области медицины. Для исследования была взята проблема нарушений осанки и методы их коррекции, так как одной из самых распространенных патологий школьного возраста является патология опорно-двигательного аппарата, и эти функциональные нарушения могут быть исправлены различными методами и средствами физического воспитания. По изучаемому вопросу членами кружка был проведен сбор и анализ информации через различные информационные источники. Кружковцы с энтузиазмом включились в работу, подготовили доклады, презентации и представили их на заседаниях кружка.