Требования к контракту, заключаемому в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ[1] закреплены в ст. 34 Федерального закона «Контракт». При этом в ч.ч. 4–9, 11–13 ст. 34 перечислены обязательные элементы контрактов, заключаемых заказчиками.
К сожалению, в первой редакции Федерального закона № 44-ФЗ [1] вопрос формы контракта (договора) не был раскрыт, ст. 34 «Контракт» лишь содержала упоминание о том, что в ряде случаев в контракте может не быть обязательных элементов, определенных законом. Тогда как ГК РФ (ч. 1 ст. 158) [2] предусмотрены две формы сделок – устно или в письменной форме (простой или нотариальной).
Нераскрытость данного момента в Федеральном законе № 44-ФЗ [1] повлекла за собой проблемы в деятельности государственных (муниципальных) учреждений, которые заключались в том, что в ряде случаев контролирующими органами выставлялось жесткое требование об обязательной письменной форме контракта (договора), так как иное не закреплено законом № 44-ФЗ. Это приводило к полной отмене или запрету на такие формы расчетов, как: оплата расходов через подотчетное лицо путем представления авансовых отчетов (за исключением командировочных расходов, выплат компенсационного характера физическим лицам и др.); оплата по счету на оплату без заключения договора в письменной форме.
Данные формы расчетов составляют небольшой удельный вес в деятельности учреждений, однако именно такие формы расчетов позволяют оперативно реагировать на срочные и неотложные нужды в деятельности учреждений. Проблема была решена путем внесения изменений в Федеральный закон № 44-ФЗ [1].
Изменения внесены Федеральным законом от 04.06.2014 № 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [3].
Сравнительная характеристика требований Федерального закона № 44-ФЗ [1] к форме контракта (договора) приведена в табл. 1.
Новая редакция п. 15 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ [1] вступила в силу только с 4 июня 2014 г., поэтому только с этой даты учреждения законно получили право заключать договоры (контракты) в устной форме. Проблема выбора формы контракта (договора) коснется только контрактов (договоров), заключаемых с единственным поставщиком, так как контракты, заключаемые по результатам конкурентных процедур, должны заключаться только в письменной форме.