По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.013

Реализация сетевого взаимодействия вузов

М.Л. Груздева д-р пед. наук, профессор, заведующий кафедрой технологий сервиса и технологического образования, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

В статье описан опыт сетевого взаимодействия вузов в рамках разработки и апробации модулей основных образовательных программ в процессе реализации Проекта модернизации педагогического образования. Для реализации этого проекта предложено создать в вузах-участниках сетевые команды изменений – временного трудового коллектива, в который входят педагогические работники нескольких организаций, заключивших между собой договоры о сетевом сотрудничестве. Цель создания сетевой команды: изменение организации учебного процесса для возможности построения индивидуальных образовательных траекторий студентов при использовании ресурсов нескольких образовательных организаций. В статье определены управленческие роли, права и обязанности участников сетевой команды изменений.

Литература:

1. Проект модернизации педагогического образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn-80aaacgdafieaexjhz1dhebdg0bs2m.xn-p1ai/projectcodes/show/22.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant. ru/70291362.

3. Груздева М.Л. Сетевая команда изменений как средство реализации сетевого взаимодействия образовательных учреждений // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия. – Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2015. – С. 137–142.

4. Груздева М.Л., Зайцева С.А. Разработка дистанционных курсов обучения как подготовка студентов-педагогов к работе в инклюзивном образовании // Вестник Мининского университета. – 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/ archive/?year=2014&issue=4 (Дата обращения 10.12.2015).

5. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ: Приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 28.08.2015.

6. Папуткова Г.А. Педагогика и психология потенциальных возможностей. Проектирование модуля «Естественнонаучные основы сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья»: Методическое пособие / Папуткова Г.А., Фильченкова И.Ф., Агеева Е.Л., Груздева М.Л., Гуртовая Н.С., Картавых М.А., Каштанова С.Н., Конева И.А., Лекомцева А.А., Перевощикова Е.Н. – Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2014. – 119 c.

7. Попов И.П., Сьянова Т.Ю. Разработка модульных структур сетевых образовательных программ горного профиля // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. – Уфа, 2012.

8. Самерханова Э.К., Имжарова З.У. Сетевая электронная школа для абитуриентов как модель сетевого взаимодействия в системе «школа – вуз» [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. – 2015. – №3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vestnik.mininuniver. ru/reader/archive/?year=2015&issue=3 (Дата обращения 10.12.2015).

9. Смирнова Ж.В. Использование современных образовательных технологий сетевого взаимодействия в преподавании общетехнических дисциплин // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия. – Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2015. – С. 192–195.

10. Толстенева А.А., Голубева О.В. Опыт реализации программ подготовки педагогических кадров в сетевой форме // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия. – Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2015. – С. 195–198.

11. Толстенева А.А., Винник В.К., Терехина О.С., Кривенкова Е.Н., Куликов А.А. Организация самостоятельной работы студентов с использованием дистанционной системы MOODLE [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. – 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vestnik.mininuniver. ru/reader/archive/?year=2014&issue=4 (Дата обращения 10.12.2015).

12. Юматова Э.Г. Теоретические принципы создания информационно-предметной среды обучения студентов строительных вузов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. science-education.ru/128-21637 (Дата обращения 10.12.2015).

13. Lоpatina N.V. The mоdern infоrmatiоn culture and infоrmatiоn warfare // Scientifi c and Technical Infоrmatiоn Prоcessing. – 2014. – Т. 41. – № 3. – С. 155–158.

14. Vinоkur A.I. Infоrmatiоn technоlоgies in culture and educatiоn: image prоcessing issues Mоdern//Applied Science. – 2015. – Т. 9. – №5. – С. 314–322.

15. Steinwachs K. Infоrmatiоn and culture – the impact оf natiоnal culture оn infоrmatiоn prоcesses // Jоurnal оf Infоrmatiоn Science. – 1999. – Т. 25. – № 3. – С. 193–204.

Развитие сетевого взаимодействия на различных уровнях системы образования является одной из важнейших задач образовательной политики государства. Сегодня под сетевым взаимодействием понимается система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных ИКТ-технологий [2].

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина совместно с вузами-партнерами из Москвы, Казани, Новосибирска и других городов России является участником Проекта модернизации педагогического образования. Одной из целей Проекта является развитие сетевых форм получения педагогического образования на основе новых модулей и правил реализации программ бакалавриата, предполагающих многоканальность получения педагогического образования, как основы для совершенствования федеральных образовательных стандартов, разработки новых примерных основных образовательных программ [1].

В течение 2014–2015 гг. вузы-участники проекта разрабатывали новые модули основных образовательных программ, которые были апробированы в вузах-соисполнителях проекта. При взаимодействии в рамках апробации модулей между участниками проекта образовались устойчивые горизонтальные связи. Вузы-участники предоставили друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образовательного процесса. Уникальность сетевого взаимодействия заключалась также и в том, что каждый участник сетевого взаимодействия предлагал свои идеи, не дублируя друг друга, а дополняя, внося свой вклад в общий конечный результат: модернизацию педагогического образования.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [2] сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность ее освоения обучающимися с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.

Для Цитирования:
М.Л. Груздева, Реализация сетевого взаимодействия вузов. Юрист ВУЗа. 2017;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: