По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Реализация права на подготовку и дополнительное профессиональное образование медицинских работников: анализ судебной практики

Кучина Юлия Александровна доцент кафедры трудового права, ФГБОУ ВО УрГЮУ имени В.Ф. Яковлева, кандидат юридических наук, 620137, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21, E-mail: kuchinau@mail.ru

Возможность профессионального и личностного развития рассматривается как фактор, положительно влияющий на качество трудовой жизни медицинских работников. Одновременно обеспечение системы здравоохранения квалифицированными кадрами также способствует и достижению национальных целей развития России. Для оценки защищенности профессиональных навыков автор анализирует судебную практику, касающуюся реализации права медицинских работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование, выделяя основные причины трудовых споров и предлагая варианты их разрешения.

Литература:

1. Соболева И.В. Вызовы социально-экономической безопасности в сфере труда и их особенности в современной России// Экономическая безопасность. 2023. Т. 6 № 2. С. 513 doi: 10.18334/ecsec. 6.2.117846 С. 513.

2. Краснопольский И.А. Системы непрерывного медицинского образования в мире: практика, проблемы, пути развития // Методология и технология непрерывного профессионального образования. 2020. № 3. С. 7 DOI 10.24075/MTCPE.2020.014.

3. Жулина Е.Г. Экономика труда. Курс лекций: учеб. пособие для вузов. М.: Изд-во «Экзамен», 2006. С. 65–72.

4. Апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 сентября 2020 г. по делу № 33-23835/2020// СПС Гарант.

5. Решение Первомайского районного суда г. Омска от 12 августа 2020 года по делу № 2-1151/2020 URL: https://pervomaycourt--oms.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=116805877&delo_id=1540005& new=&text_number=1 (дата обращения: 27.04.2024).

6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.10.2022 № 709н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов»// Российская газета. 2022. 5 декабря.

7. Решение Губкинского городского суда Белгородской области от 27 июня 2022 года по делу №2-565/2022// СПС Гарант.

8. Апелляционное определение СК по гражданским делам Ленинградского областного суда от 19 октября 2021 г. по делу № 33-3172/2021// СПС Гарант.

9. Определение Вологодского областного суда от 23 марта 2011 г. № 33-1246 // СПС Гарант.

10. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 53 (часть I). Ст. 7598.

11. Определение СК по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 13 апреля 2023 г. по делу № 8Г-7028/2023[88-9256/2023]// СПС Гарант.

12. Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 23 июля 2020 г. по делу № 33-1556/2020. К аналогичному выводу суд пришел в Апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 26 января 2021 г. по делу № 33-819/2021// СПС Гарант.

13. Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 05 октября 2022 г. по делу № 33-3333/2022// СПС Гарант.

В 2004 г. Международная организация труда выделила семь аспектов, «комплексно характеризующих положение работающего населения с точки зрения его устойчивости и возможностей развития» [1]. Одним из таких аспектов стала защищенность профессиональных навыков, выражающаяся в доступности повышения квалификации, переподготовки, дополнительного образования.

В условиях цифровой трансформации общества, быстрого устаревания знаний в связи со стремительным развитием науки и высоких технологий наличие возможности постоянно обучаться — то неоспоримое преимущество, которое помогает работникам приспособиться к изменениям и чувствовать себя уверенно в завтрашнем дне. Неслучайно поэтому «обеспечение врачей и иного медицинского персонала актуальной информацией и предоставление возможности освоения последних технологических достижений в отрасли» [2] становится задачей государственной политики в сфере здравоохранения, о чем свидетельствует и содержание ряда документов стратегического планирования. Например, в целях реализации Национального проекта «Здравоохранение» разработан Федеральный проект «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами», направленный на решение задачи по ликвидации кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, а также по обеспечению медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами, включая внедрение системы непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

Кроме того, возможность профессионального и личностного развития рассматривается и как важный компонент качества трудовой жизни — «совокупности свойств, характеризующих условия и организацию труда, формирующих трудовую активность и обеспечивающих реализацию трудового и творческого потенциала работника с целью удовлетворения потребностей человека как личности и как работника» [3], формирование достойного уровня которой является одним из ведущих направлений кадровой политики работодателя.

Для Цитирования:
Кучина Юлия Александровна, Реализация права на подготовку и дополнительное профессиональное образование медицинских работников: анализ судебной практики. Кадровик бюджетной организации. 2024;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала