Важным условием устойчивого роста и развития международных совместных образовательных программ является наличие эффективной системы обеспечения качества в образовательной организации. В Берлинском коммюнике 2003 г. сформулирован принцип, согласно которому в совместных программах, где участвуют несколько университетов, ответственность за внутренние процедуры обеспечения и контроля качества остается за университетом, присваивающим степень [1].
Необходимо отметить, что международные совместные образовательные программы являются закономерным результатом международного сотрудничества университетов из различных стран мира. В данном контексте повышается роль международных проектов и программ, в ходе которых достигаются конкретные результаты по разработке каких-либо инновационных моделей, образовательных программ, вырабатывается общее понятийное поле, выявляются нелинейные зависимости состояния образования от различных культурных, социальных, экономических и политических факторов [2, с. 70]. Общеевропейское пространство высшего образования характеризуется многообразием подходов к обеспечению качества образования. Соответствие требованиям и ожиданиям потребителей и заинтересованных сторон в различных подходах обеспечивает «общая основа» – стандарты ESG . Данные стандарты и рекомендации применяются к процедурам обеспечения качества всех типов образовательных программ. В обновленном в мае 2015 г. документе «Европейский подход к обеспечению качества совместных программ» также отмечается необходимость использования стандартов ESG для разработки процедур обеспечения качества.
Стандарты и рекомендации по обеспечению качества в европейском образовательном пространстве высшего образования (Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area – ESG) [3] разработаны Европейской ассоциацией по обеспечению качества высшего образования (The European Association for Quality Assurance in Higher Education – ENQA). Последняя редакция ESG была утверждена Конференцией министров высшего образования, которая состоялась 14–15 мая 2015 г. в Ереване (Армения) [4; 5]. В развитие ESG был принят документ «Европейский подход к обеспечению качества совместных программ» (European Approach for Quality Assurance of Joint Programmes) [6]. В рамках Болонского процесса была сформирована экспертная группа, которая в 2014 г. представила отчет по реализации названного документа [7]. Эксперты отметили, что совместные программы стимулируют мобильность студентов и преподавателей, обеспечивают совместное обучение, открывают новые возможности для сотрудничества между странами и создают образовательные программы мирового уровня (programmes of excellence). Однако наиболее значительные проблемы связаны с признанием и обеспечением качества, которые являются следствием различий в национальных законодательствах европейских стран и неоднородности их систем обеспечения качества.