По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 001+378

Реализация положений европейских стандартов и рекомендаций по обеспечению качества (ESG) в рамках международных совместных образовательных программ

В.И. Заботкина проректор по международным инновационным проектам, директор научно-образовательного центра когнитивных программ и технологий, ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет», Москва
В.И. Маколов начальник отдела менеджмента качества образовательной деятельности, доцент кафедры управления качеством, ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева», Саранск

Данная статья отражает одну из актуальных проблем российских вузов в области развития международных совместных образовательных программ – формирование современных систем обеспечения качества образования, сопоставимых с аналогичными системами ведущих университетов европейского образовательного пространства. Представлены авторские рекомендации по применению европейских стандартов ESG в системе обеспечения качества в рамках совместных образовательных программ.

Литература:

1. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе. – M.: РЕЦЭП, 2005. – 199 c.

2. Олейникова О.Н. Совместные программы высшего образования как фактор интернационализации и повышения эффективности программ // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. – 2014. – № 2. – С. 69–79 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=21700111 (Дата обращения: 15.07.2016).

3. Standards and guidelines for quality assurance in the European higher education area (ESG) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.enqa.eu/index.php/home/esg (Дата обращения: 30.06.2016).

4. Statement of the Fourth Bologna Policy Forum Yerevan, 14–15 May 2015 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.enqa.eu/wpcontent/uploads/2015/06/4thBolognaPolicyForum.pdf (Дата обращения: 30.06.2016).

5. Yerevan communique [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.enqa.eu/wpcontent/uploads/2015/06/YerevanCommunique.pdf (Дата обращения: 30.06.2016).

6. Европейский подход к обеспечению качества совместных программ (European approach for quality assurance of joint programmes). October 2014 (endorsed by the BFUG, subject to approval by EHEA ministers) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.enqa.eu/wpcontent/uploads/2014/12/European_ Approach_QA_ of_Joint_Programmes_endorsedByBFUG.pdf (Дата обращения: 30.06.2016).

7. Enhancement of Russian creative education: new master program in digital arts in line with EU standards : joint European Tempus project [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.artstempus.sstu.ru (Дата обращения: 30.06.2016).

8. Guidelines for quality enhancement in European joint master programmes [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eua.be/eua/jsp/en/upload/emnem_report.1147364824803.pdf (Дата обращения: 30.06.2016).

9. Заботкина В.И., Маколов В.И. Система обеспечения качества в рамках совместных образовательных программ // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. – 2015. – № 3 (39). – С. 207–214 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=24904920 (Дата обращения: 30.06.2016).

10. Background report on the european approach for quality assurance of joint programmes [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eqar.eu/ fileadmin/documents/bologna/03_ BackgroundReport_European_Approach_ QA_ of_Joint_Programmes.pdf (Дата обращения: 30.06.2016).

Важным условием устойчивого роста и развития международных совместных образовательных программ является наличие эффективной системы обеспечения качества в образовательной организации. В Берлинском коммюнике 2003 г. сформулирован принцип, согласно которому в совместных программах, где участвуют несколько университетов, ответственность за внутренние процедуры обеспечения и контроля качества остается за университетом, присваивающим степень [1].

Необходимо отметить, что международные совместные образовательные программы являются закономерным результатом международного сотрудничества университетов из различных стран мира. В данном контексте повышается роль международных проектов и программ, в ходе которых достигаются конкретные результаты по разработке каких-либо инновационных моделей, образовательных программ, вырабатывается общее понятийное поле, выявляются нелинейные зависимости состояния образования от различных культурных, социальных, экономических и политических факторов [2, с. 70]. Общеевропейское пространство высшего образования характеризуется многообразием подходов к обеспечению качества образования. Соответствие требованиям и ожиданиям потребителей и заинтересованных сторон в различных подходах обеспечивает «общая основа» – стандарты ESG . Данные стандарты и рекомендации применяются к процедурам обеспечения качества всех типов образовательных программ. В обновленном в мае 2015 г. документе «Европейский подход к обеспечению качества совместных программ» также отмечается необходимость использования стандартов ESG для разработки процедур обеспечения качества.

Стандарты и рекомендации по обеспечению качества в европейском образовательном пространстве высшего образования (Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area – ESG) [3] разработаны Европейской ассоциацией по обеспечению качества высшего образования (The European Association for Quality Assurance in Higher Education – ENQA). Последняя редакция ESG была утверждена Конференцией министров высшего образования, которая состоялась 14–15 мая 2015 г. в Ереване (Армения) [4; 5]. В развитие ESG был принят документ «Европейский подход к обеспечению качества совместных программ» (European Approach for Quality Assurance of Joint Programmes) [6]. В рамках Болонского процесса была сформирована экспертная группа, которая в 2014 г. представила отчет по реализации названного документа [7]. Эксперты отметили, что совместные программы стимулируют мобильность студентов и преподавателей, обеспечивают совместное обучение, открывают новые возможности для сотрудничества между странами и создают образовательные программы мирового уровня (programmes of excellence). Однако наиболее значительные проблемы связаны с признанием и обеспечением качества, которые являются следствием различий в национальных законодательствах европейских стран и неоднородности их систем обеспечения качества.

Для Цитирования:
В.И. Заботкина, В.И. Маколов, Реализация положений европейских стандартов и рекомендаций по обеспечению качества (ESG) в рамках международных совместных образовательных программ. Юрист ВУЗа. 2017;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: